13:01, 8 сентября 2025Пресс-релиз

На форуме «Крылья Сахалина» представили сценарии применения дронов и меры регулирования

В Сахалинской области прошел форум «Крылья Сахалина»

В рамках международного форума беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина» состоялось пленарное заседание «Люди и машины будущего — мировая повестка развития и регулирования отрасли беспилотных систем». Участники обсудили развитие технологий, сферы применения и законодательное регулирование в области беспилотных систем, отдельно акцентирована стратегическая роль Дальнего Востока как полигона для опережающей разработки и внедрения решений мирового уровня. Сахалинская область, где создан первый в стране дронопорт «Пушистый», представлена в качестве отправной точки для апробации сценариев применения беспилотников в связке с искусственным интеллектом; по поручению президента России практики региона будут распространены на другие субъекты ДФО, что связано с вкладом области в достижение национальной цели по вхождению России к 2030 году в число глобальных лидеров в сфере беспилотных авиационных систем и беспилотных систем всех сред.

«На форуме „Крылья Сахалина“ мы представили более 70 сценариев использования беспилотников: в области экологии, градостроительной деятельности, обслуживания линейных объектов и перевозки грузов. Уже сегодня с помощью дронов мы сократили площадь лесных пожаров в 40 раз, предотвращаем наводнения и доставляем грузы в труднодоступные места. Сахалин и авиакомпания „Аврора“ — это пилотная площадка России для отработки применения беспилотных систем в народном хозяйстве. Принципиально важно решить вопрос их экономической эффективности — без этого движение вперед невозможно. Уже создана модель управления полетами, согласованная с Росавиацией, открываются учебные центры и техникумы для подготовки операторов. Наша цель — масштабировать успешный опыт Сахалина на весь Дальний Восток», — подчеркнул губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

В продолжение темы внимание уделено практической реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы», задачам технологического суверенитета и выполнению целевых показателей Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

«Беспилотные системы в России активно развиваются. Уже сейчас они применяются в различных сферах — работают высокоавтоматизированные транспортные средства в рамках экспериментально-правового режима, беспилотные паромы, запущена беспилотная „Ласточка“. Не отстает и городской транспорт — в Москве курсирует первый беспилотный трамвай. Лидером является отрасль гражданских беспилотных воздушных судов. Основная задача Минтранса России — выстроить четкое регулирование. На сегодняшний день можно сказать, что полноценный правовой фундамент для всего жизненного цикла беспилотных воздушных судов создан. Россия является одним из мировых лидеров в области регулирования применения беспилотных авиационных систем, опережая по ряду ключевых аспектов такие страны, как США и Китай. В перспективе мы рассчитываем выстроить полноценные логистические цепочки при помощи тяжелых БПЛА. Мы открыты и готовы делиться опытом со всеми заинтересованными сторонами», — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Владимир Потешкин.

Кроме того, обсуждены меры государственной поддержки предпринимателей, работающих в сегментах беспилотных авиационных, надводных, подводных и наземных систем. Речь идет о применении преференциальных режимов — территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, режимов Арктической зоны и Курильских островов, а также об использовании потенциала Инновационного научно-технического центра во Владивостоке и международных ТОР для укрепления экспортных позиций и обмена научным опытом, при одновременном сопровождении проектов и развитии инфраструктуры.

«В рамках поддержки производителей беспилотных авиационных систем Минвостокразвития России реализует комплексный подход. Мы предлагаем производителям весь спектр преференциальных режимов: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, режимы Арктической зоны и Курильских островов. Уже запущен Инновационный научно-технический центр во Владивостоке — на его базе будем развивать инновационные технологии. Большую перспективу с точки зрения укрепления рынка экспорта, а также обмена научным опытом имеют международные ТОР. Кроме того, для дальнейшего динамичного развития отрасли продолжим помогать разработчикам в части инфраструктуры и сопровождать их проекты. Нужно не просто научиться производить БАС, но и эффективно внедрить их во все сферы деятельности, а также — выйти на внешние рынки. Наша цель — совершать прорывы в этой технологии будущего», — подчеркнул статс-секретарь — заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.

В ходе дискуссии рассмотрены вопросы международного взаимодействия в сфере беспилотных систем, внедрения новых технологических решений и реализация национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Участники отметили важность устойчивой поддержки отрасли и необходимости площадок для экспертного диалога и обмена опытом.

«Конгрессно-выставочная деятельность становится ключевым инструментом для развития отраслей, объединяя международных партнеров, инвесторов и экспертов. Именно на таких площадках рождаются прорывные решения, укрепляется доверие и формируются векторы будущей экономики, основанные на технологическом суверенитете и устойчивом развитии. Созданная на Сахалине конгрессная площадка позволяет обеспечить такому диалогу все условия. Подчеркну, внедрение инноваций, поддержка передовых отраслей, развитие компетенций и решение государственных задач обеспечивают прогресс — поэтому необходимо уделять этим темам особое внимание», — подчеркнул первый заместитель директора фонда «Росконгресс», директор Восточного экономического форума Игорь Павлов.

В пленарном заседании приняли участие председатель Комитета Совета Федерации Российской Федерации по международным делам Григорий Карасин, председатель Комитета Совета Федерации Российской Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел России Мария Захарова, начальник управления беспилотных систем и робототехники Министерства промышленности и торговли России Алексей Сердюк, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, генеральный конструктор — заместитель генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Сергей Коротков и генеральный директор АО ГТЛК Михаил Парнев; в видеоформате к дискуссии присоединился председатель Всемирной федерации БПЛА Ян Цзиньцай.

Международный форум «Крылья Сахалина» проходит с шестого по восьмое сентября. В нем участвуют представители 19 стран мира, свою продукцию представляют 19 компаний. Мероприятие является выездной площадкой Восточного экономического форума, оператором выступает фонд «Росконгресс». Официальные партнеры форума — ПАО «Банк ПСБ» и ООО СТС (Сахалин Турбина Сервис).

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.