Администрация президента США Дональда Трампа может пойти на бомбардировку критической инфраструктуры Венесуэлы, а также устроить захват ее нефтяных вышек. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказала политолог, старший преподаватель кафедры мировой политики СПбГУ Ксения Коновалова-Алхименкова.
Военное столкновение — плохая развязка для обеих сторон, включая и США. Но ограниченная бомбардировка критической инфраструктуры, захват нефтепромыслов не приведут к большим издержкам, а для Венесуэлы — это тяжелый удар
17 декабря журналист Такер Карлсон заявил, что президент Трамп объявит войну Венесуэле во время выступления в Овальном кабинете.
Параллельно с этим США приступили к демонстрации силы. 17 декабря четыре самолета палубной авиации США были подняты в небо у берегов латиноамериканской республики. Также американский лидер потребовал от Венесуэлы вернуть права на нефть.
Также ударная группа Военно-морских сил (ВМС) США во главе с авианосцем Gerald Ford передислоцировалась на 600 километров к юго-западу от Пуэрто-Рико, открывая возможность наносить удары по венесуэльским объектам
Однако в ходе обращения к нации в Овальном кабинете Белого дома, Трамп ничего не сказал о планах начать боевые действия.
В ответ на последние заявления из США президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что защитит суверенитет страны в любых обстоятельствах.

Фото: Leonardo Fernandez Viloria / Reuters
Зачем Трамп усилил давление на Венесуэлу?
Как отметила Коновалова-Алхименкова, Трамп намеренно давит на Венесуэлу, чтобы продемонстрировать силу США в «своем полушарии».
Эта демонстрация силы направлена против внешних держав, которые поддерживают Венесуэлу. Это характерно в контексте новой Стратегии национальной безопасности США, где сделаны явные акценты на контроле Западного полушария с помощью силы
5 декабря Белый дом опубликовал новую Стратегию национальной безопасности.
Ее важной чертой является выдвижение на первый план Латинской Америки. Администрация Трампа много пишет об угрозе миграции в США, необходимости борьбы с ней и ростом влияния других великих держав в Западном полушарии. Авторы текста даже напрямую ссылаются на «доктрину Монро».
Говоря о «доктрине Монро», авторы стратегии прямо используют понятие «поправка Трампа», что является отсылкой на «поправку Рузвельта» — доктрину 26-го президента США Теодора Рузвельта, который провозгласил право на вторжение в Латинскую Америку
При этом внутри США растет напряженность из-за возможной интервенции в Венесуэлу. 17 декабря Палата представителей США отклонила резолюцию о запрете военных действий против Каракаса без согласия Конгресса. Хотя инициатива Демократической партии провалилась, против нее проголосовали только 216 законодателей, а за — 210 конгрессменов.
Также, согласно опросу Quinnipiac University, большинство американцев выступают против начала боевых действий. Наибольший процент недовольных среди демократов — 89 процентов.
опрошенных американцев выступают против вторжения США в Венесуэлу
Чем может закончиться напряженность между США и Венесуэлой?
Коновалова-Алхименкова добавила, что Венесуэла будет делать ставку на переговоры с США и поиск компромисса с Трампом.
«Они попытаются задействовать многосторонние площадки, ООН, может быть, но это не принесет особого результата. В регионе все складывается не в пользу Мадуро. Так что двусторонние переговоры с США неизбежны, как и, скорее всего, какие-то уступки», — отметила эксперт.
При этом она подчеркнула, что правительство Мадуро остается стабильным. Причем возможное начало боевых действий ударит не только по президенту, но и по его противникам, которые открыто требуют от Трампа усилить давление. Например, лауреат Нобелевской премии мира, один из лидеров оппозиции Мария Корина Мачадо призывала США к военной эскалации.
Позиции Мадуро устойчивы, но сложно понять их пределы. Революции там не будет в ближайшее время, но если начнутся какие-то силовые акции США, это в любом случае создаст властям серьезные проблемы. Причем для оппозиции Мадуро тоже

Фото: Leonardo Fernandez Viloria / Reuters
Как Россия отреагирует на действия Трампа?
Коновалова-Алхименкова обратила внимание, что венесуэльская проблема практически не принимается во внимание в переговорах России и США.
Трамп выбрал правильное время для своей агрессии. Второго издания карибского кризиса с его весьма приличным исходом для СССР ждать не приходится. Мы поддерживаем Венесуэлу, но сейчас это скорее не будет иметь системного значения
При этом в Москве прокомментировали рост напряженности в Карибском бассейне. В МИД России выразили надежду, что США не допустят роковой ошибки по эскалации ситуации вокруг Венесуэлы.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков также заявил, что Москва видит нагнетание напряженности вокруг Венесуэлы и считает такое положение дел потенциально опасным.
Мы наблюдаем нагнетание напряженности в регионе и считаем это потенциально очень опасным (...) Мы призываем все страны региона к сдержанности, чтобы избежать какого-то непредсказуемого развития ситуации
Представитель Кремля также напомнил, что Венесуэла является союзником и партнером России. Он отметил, что страны «находятся в постоянном контакте», в том числе и на высшем уровне.

