Мир
00:10, 18 декабря 2025

Евросоюз в последний момент изменил решение о конфискации российских активов. Что случилось и откуда возьмутся деньги для Украины?

Политолог Ткаченко: План изъятия активов РФ является психологической операцией
Юрий Леонов (ведущий редактор отдела «Бывший СССР»)
Фото: Marcel Kusch / dpa / Globallookpress.com

18-19 декабря в Брюсселе пройдет саммит лидеров Европейского союза (ЕС), ключевым пунктом повестки которого должно было стать принятие решения по конфискации российских активов в рамках «репарационного кредита». Повестка мероприятия была опубликована на сайте Европейского совета — органа принятия решений странами-членами объединения.

Узнайте больше в полной версии ➞

Однако вечером 17 декабря премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сообщил, что Европейская комиссия (ЕК) сняла с повестки встречи вопрос о конфискации российских активов. Политик назвал решение победой над председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

Позднее венгерский премьер добавил, что в настоящий момент ЕС рассматривает предоставление совместного кредита Украине вместо использования для этого российских замороженных активов. «Не может быть и речи о займе, в котором Венгрия берет на себя ответственность за кредит, который мы затем отправляем Украине, забудьте об этом», — добавил политик.

Как заявил в комментарии «Ленте.ру» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко, идеи ЕС по изъятию замороженных активов России являются скорее психологической операцией, чем подготовленным с технической точки зрения планом. Эксперт указал на недостаточную проработанность мер ЕК и значительные финансовые риски для европейских стран в случае принятия решения.

Проект Еврокомиссии столкнулся со значительными проблемами: власти Бельгии, на территории которой располагается ключевой депозитарий активов России Euroclear, отказываются поддерживать решение из-за существенных финансовых рисков, а число противников инициативы неожиданно увеличилось за несколько дней до голосования. Как Евросоюз попытается обойти недовольство целого ряда стран и на какие конкретные шаги готова пойти Москва в случае изъятия активов, — разбиралась «Лента.ру».

На какие меры готов пойти Евросоюз?

12 декабря ЕС бессрочно заблокировал замороженные активы России. Как отмечает Reuters, таким образом представители объединения устранили серьезное препятствие для использования этих средств на помощь Украине.

Как заявила Урсула фон дер Ляйен, российские активы останутся замороженными до тех пор, пока ЕС не примет решение об их разморозке. Она добавила, что решение о заморозке активов на неопределенный срок может стать переломным моментом для Украины и Европы.

По данным Politico, ЕК намерена воспользоваться юридической лазейкой, позволяющей принять решение не единогласно, а квалифицированным большинством голосов. Соответствующее исследование, проведенное по запросу комитета по внешним связям Европейского парламента, также было опубликовано на сайте учреждения.

С какими проблемами столкнулись еврочиновники?

Как сообщает Politico со ссылкой на дипломатические источники, что подготовительные переговоры ЕС об изъятии активов России зашли в тупик из-за позиции Бельгии. Представители страны потребовала от других государств-членов объединения «неограниченных финансовых гарантий», под которыми в том числе подразумевается разделение любых рисков, связанных с возможным изъятием активов. Отмечается, что Бельгия выступила с требованием менее, чем за сутки до начала саммита.

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер также публично назвал три условия использования российских активов:

По данным Euractiv, против конфискации замороженных российских активов выступают семь стран ЕС:

Однако даже такого количества стран будет недостаточно в случае принятия решения квалифицированным большинством голосов. Для принятия инициативы «за» должны проголосовать минимум 15 из 27 стран-членов ЕС, представляющих 65 процентов населения объединения.

По данным The Washington Post (WP), администрация президента США Дональда Трампа обозначила Европе намерение использовать российские активы в рамках урегулирования конфликта на Украине. Еврочиновники также выразили опасения возможного конфликта Белого дома и стран ЕС по данному вопросу.

Какое решение примет ЕС?

По мнению Станислава Ткаченко, несмотря на технические проблемы, ЕС по прежнему нацелен на политическое решение о выделении средств на военную помощь Украине. Эксперт подчеркнул, что ЕК ставит своей задачей продлить конфликт на Украине минимум на два года.

При этом политолог усомнился в существовании «окна возможностей» для выделения средств Киеву за счет российских активов. Он отметил, что Европейский центральный банк уже отказался поддерживать проект «репарационного кредита». Также ЕК пока не достигла договоренности о формировании консорциума частных банков, которые могли бы вложить собственные средства в военную помощь Украине.

Какие ответные шаги примет Россия?

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала распоряжение российскими активами без согласия Москвы «противоправным актом, грубо нарушающим нормы международного права». По ее словам, политика Евросоюза в отношении России лишена здравой логики и представляет театр абсурда, который уже привел к плачевной экономической ситуации в самой Европе.

Спецпредставитель президента России Владимира Путина, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил о «начале коллапса» из-за возможного понижения рейтинга Euroclear агентством Fitch в случае конфискации российских активов. По мнению чиновника, после соответствующего решения инвесторы начнут переводить средства из Европы в более привлекательные юрисдикции.

12 декабря Центробанк (ЦБ) России подал исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы к Euroclear о взыскании причиненных российскому регулятору убытков. Причиной такого шага ведомство назвало незаконные действия депозитария, а именно лишение ЦБ возможности распоряжаться принадлежащими ему деньгами и ценными бумагами и планы Еврокомиссии использовать активы Банка России без его согласия.

18,1 триллиона
рублей
составляет размер требований Банка России к бельгийскому депозитарию Euroclear

По мнению Станислава Ткаченко, судебные иски являются только «первой линией обороны» Москвы в случае конфискации российских активов. При этом эксперт отметил, что Россия совершает преимущественно ответные шаги на действия ЕС и не располагает аналогичными объемами европейских золотовалютных резервов на своих счетах.

Однако политолог также подчеркнул, что объем иностранных инвестиций в экономику России превышает стоимость замороженных российских активов на счетах в странах Евросоюза. По его мнению, в зависимости от выбранного ЕС варианта Москва может рассмотреть целый спектр ответных мер в отношении иностранных активов на российской территории.

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия