Центр блокчейн Сбера и консалтинговая компания Strategy Partners представили отчет «Токенизация активов: глобальный контекст и возможности для России».
Мировая финансовая система сейчас проходит трансформацию, будущее глобальных рынков будет определяться стремлением стран к цифровому суверенитету, развитием технологий и ростом интереса к новым инвестиционным инструментам. Фундаментально меняется парадигма: происходит переход от централизации к децентрализованным решениям на основе блокчейна и концепции Web3. Это говорится в отчете, представленном на международной конференции «FI Day. ИИ & Блокчейн».
Один из ключевых инструментов этого перехода — токенизация активов. Объем рынка стремительно растет. Любые финансовые и нефинансовые активы — облигации, денежные и инвестиционные фонды, международные платежи, акции, предметы искусства, недвижимость, деривативы — могут быть представлены в виде токенов. Такая возможность либо уже есть, либо будет доступна на горизонте ближайших нескольких лет. Параллельно развивается рынок стейблкоинов — важный элемент новой цифровой инфраструктуры.
Токенизация создает преимущества для всех основных групп стейкхолдеров на финансовом рынке, повышая доверие. Инвесторы могут диверсифицировать портфель инвестиций и выйти на глобальные рынки, бизнес и корпорации — получить новые каналы для привлечения капитала, государство и регуляторы — создать систему прозрачного и автоматизированного контроля.
Ведущие страны активно вовлечены в формирование новой экосистемы финансовых рынков. США взяли курс на институционализацию Web3, формируя регуляторную практику, переводя на блокчейн межбанковские расчеты и развивая рынок стейблкоинов. Китай развивает стратегический полигон в Гонконге для инноваций Web3 и токенизирует новые классы активов. ОАЭ создают «криптогавань»: обнуляют налоги на криптоактивы, выдают лицензии на токенизацию недвижимости, золота и суверенных облигаций.
В России рынок токенизации развивается по пути создания изолированных экосистем, когда обращение активов ограничено рамками отдельных платформ. Преодоление данного ограничения может существенным образом сказаться на увеличении объемов рынка. Дополнительным драйвером роста может стать создание национального стейблкойна как базового инструмента для расчетов, экспорта и импорта, привлечения инвестиций и способа повысить общую ликвидность рынка.
«Будущее российского рынка токенизации во многом будет определяться скоростью развития регуляторной среды. Необходимо распространять практику токенизации на новые активы, развивать публичные блокчейны и синхронизировать правила с глобальными стандартами. В оптимистичном сценарии рынок токенов в России к 2030 году может достигнуть 13 триллионов рублей. Благодаря технологическим компетенциям, развитой финансовой инфраструктуре и значимому месту в мировой экономике у России есть все шансы занять ведущие позиции в токенизации, в том числе через активное взаимодействие с партнерами по БРИКС», — рассказал директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов.

