Научно-технический задел прошлых лет в российском судостроении практически полностью исчерпан, а требования к созданию судов, проектированию, материалам и задачам военного и гражданского флотов существенно изменились. Об этом в интервью «Коммерсанту» рассказал помощник главы государства, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.
Узнайте больше в полной версии ➞Именно необходимостью догонять мировых лидеров чиновник объяснил создание Национального исследовательского центра судостроения имени академика А. Н. Крылова. Соответствующий указ во вторник, 2 декабря, подписал президент Владимир Путин.
По словам Патрушева, проведенный Морской коллегией анализ показал недостаточность координации научных исследований в интересах судостроения. Как правило, они ведутся по запросу одного заказчика в рамках конкретного технического задания, а отраслевые научно-исследовательские институты действуют независимо друг от друга.
Новая структура должна собрать под одно крыло ключевые научные центры судостроения, что позволит избежать дублирования работ, сэкономить бюджетные средства и «превратить теоретические разработки в уникальные корабли, суда, подводную и надводную робототехнику».
Чиновник указал, что при организации центра используют опыт, наработанный в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского», который обеспечил разработку уникальных технологий в авиации. Он подчеркнул, что следует как можно скорее восполнить утерянные компетенции и остановить практику заказов на зарубежных верфях и закупок комплектующих и оборудования в других странах.
В мае 2024 года глава банка ВТБ и председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Костин сравнил российские верфи с историческим музеем из-за древности оборудования. Также он указывал, что после передачи в 2023 году ОСК под управление ВТБ специалисты банка провели проверку корпорации и обнаружили, помимо наличия финансовой дыры, глубокое технологическое отставание, особенно в гражданском судостроении.