В Москве состоялся XII Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступили компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова.
Узнайте больше в полной версии ➞В рамках Конгресса 2 декабря прошло 19 мероприятий, в которых приняли участие более 2000 человек, среди них первые лица и ведущие специалисты государственных структур, крупных российских корпораций, институтов развития, инвестиционных компаний, представители вузов, научно-исследовательских институтов и высокотехнологичных российских компаний. Впервые на площадке Конгресса работала территория «Научи примером», спикеры которой в интерактивных форматах продемонстрировали, как инновационный менталитет работает в реальных проектах.
Ключевыми в обсуждениях стали вопросы тех изменений, которые происходят при переходе к многополярному миру, и роли России в перезагрузке миросистемы. Участники пленарной сессии обсудили, как в условиях глобализации и цифровизации новая культура инноваций обеспечит рост российской экономики и взаимовыгодный диалог с другими странами мира.
Важнейшим фактором для этого становится триединая модель взаимодействия науки, бизнеса и культуры с акцентом на достижение технологического лидерства.
Наталья Попова, первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», отметила активное развитие в России высокотехнологичного бизнеса, что подтверждается рейтингом «Техуспех», где 104 компании демонстрируют рост выручки до 58 процентов в год, и деятельностью 142 компаний-«национальных чемпионов», стремящихся вывести российский высокотех на глобальный рынок.
Такого рода успехи наглядно иллюстрируют формулу синергии: «наука рождает прорывные знания, бизнес превращает их в рыночные продукты и сервисы, а культура формирует среду доверия и ценности, без которых невозможны ни долгосрочные инвестиции, ни выход на новые рынки», подчеркнула Наталья Попова.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов акцентировал внимание на том, что наука, бизнес и культура влияют на мир через людей, которые в них работают. Их знания и мировоззрение определяют, как изменится мир — к лучшему или худшему. И именно система школьного образования закладывает фундамент для этого.
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Баканов считает важным вовлекать молодежь в формирование кадровой экосистемы вокруг космической отрасли для создания большего количества конкурентоспособных решений. В качества примера он привел проект «Космопрорыв», нацеленный на поддержку молодых людей до 25 лет, которые хотели бы связать свою карьеру с космонавтикой. Тем более, что сейчас государство вовлекает все больше компаний в развитие технологий, так или иначе связанных с космосом.
В свою очередь министр сельского хозяйства Оксана Лут, отвечая на вопрос о механизмах, которые помогают сохранить приток мотивированных кадров «на землю», в агропромышленный комплекс, ответила, что на это направлена системная работа, включающая в себя школьные проекты, специальный подход к среднему и высшему образованию. Многоуровневая система подготовки кадров начинается с агроклассов в сельских школах, число которых в российских регионах достигло уже 1000 (а к 2030 году планируется увеличить его до 18 тысяч). Поиск талантливых школьников ведется совместно с компанией «Иннопрактика» в рамках Всероссийской олимпиады по агрогенетике «Иннагрика». За три года число регистраций на нее увеличилось с 3 тысяч до 24 тысяч. В 2026 году запланирован запуск программы модернизации аграрных колледжей «Агропрофессионалитет».
По мнению Андрея Безрукова, президента Ассоциации экспорта технологического суверенитета, профессора кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России, в миросистеме, которая формируется на наших глазах, победит тот, кто предложит наиболее эффективную стратегическую модель, связывающую науку, бизнес и культуру.
Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), считает, что в сфере цифрового контента — от аудиовизуальных проектов до игровых индустрий и нейротехнологий — особенно заметно, как тесно переплетаются наука, бизнес и культура, и насколько важно добиться собственного технологического суверенитета в каждой из этих областей.