Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону огласил приговор по делу о теракте на Крымском мосту. В октябре 2022 года там подорвали фуру со взрывчаткой, которая ехала со стороны Таманского полуострова — взрыв обрушил два автомобильных пролета и привел к возгоранию топливных цистерн грузового поезда. Вскоре за причастность к теракту российские спецслужбы задержали восемь человек — все они отрицали свою вину, утверждая, что их использовали втемную. Впрочем, суд встал на сторону обвинения, назначив обвиняемым пожизненные сроки. Подробности расследования громкого дела — в материале «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Ранним утром 8 октября 2022 года очевидцы заметили на Крымском мосту крупный пожар — в хвосте грузового поезда, который следовал в сторону Крымского полуострова, горели топливные цистерны. Движение машин и поездов по мосту было приостановлено на полдня, а к запуску через Керченский пролив подготовили паромную переправу.
О причинах произошедшего вскоре сообщили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК). По данным правоохранительных органов, неизвестные подорвали фуру на мосту.
По поручению председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина было возбуждено уголовное дело о теракте. На место подрыва отправили криминалистов из Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) ведомства, военных следователей, специалистов из МВД и Минобороны России.
Кроме того, к мосту выехали эксперты-взрывотехники и специалисты «двойки» (2-го управления) Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Чуть ранее тот же состав расследовал расправу над журналисткой и политологом Дарьей Дугиной, машину которой взорвали 20 августа 2022 года на Можайском шоссе в Подмосковье.
Как установили следователи, в фуре, которая взорвалась на Крымском мосту, находилось самодельное взрывное устройство (СВУ) фугасного действия мощностью, эквивалентной десяти тоннам тротила. Его основу составили аммиачная селитра и тротиловая шашка ТП-400 весом 400 граммов со специальным капсюлем-гнездом для электродетонатора.
Именно последняя и привела бомбу в действие. СВУ было спрятано в рулоны с тепличной пленкой на 22 палетах, которые не должны были вызвать подозрений в случае проверки. Позже в сети появилось видео досмотра фуры — судя по ролику, проверяющий сотрудник действительно не заметил ничего подозрительного внутри кузова.
Детонатор сработал, когда фура проезжала напротив топливного состава. По основной версии, грузовик подорвали дистанционно, а сам водитель — 51-летний житель Краснодара Махир Юсубов — ничего не знал о взрывчатке. Он не выжил при взрыве. Кроме того, теракт унес жизни еще четырех человек.
Все они находились в автомобиле Cadillac, принадлежавшем судье московского арбитража, — он направлялся на полуостров вместе с друзьями, и его машина в момент взрыва оказалась рядом с фурой.
Агентство «Интерфакс-Украина» назвало теракт на Крымском мосту результатом спецоперации Службы безопасности Украины (СБУ). В СБУ никак эту информацию официально не комментировали, однако «Укрпочта» анонсировала выпуск почтовой марки с изображением горящего моста.
Четыре дня спустя ФСБ назвала имя организатора взрыва — начальника Главного управления разведки (ГУР) Украины Кирилла Буданова (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга).
В апреле 2023 года следователи заочно предъявили ему обвинение по четырем уголовным статьям — 205.4 («Создание террористического сообщества»), 205 («Теракт»), 222 и 222.1 («Незаконный оборот огнестрельного оружия и взрывчатых веществ») УК РФ. Санкцию на его арест выдал Лефортовский районный суд Москвы.
Параллельно были задержаны восемь соучастников теракта — граждане России, Украины и Армении: братья Артем и Георгий Азатьяны, Олег Антипов, Александр Былин, Владимир Злоб, Дмитрий Тяжелых, Роман Соломко и Артур Терчанян (все они внесены в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Их отправили в СИЗО.
Следствие полагало, что соучастники организовали доставку палет со взрывчаткой из морского порта Одессы на Крымский мост. СВУ проследовало через Болгарию, Грузию и Армению. На последнем пункте документы подменили, а груз отправили в Москву.
Там при помощи Соломко и Злобы в документы вновь внесли изменения — последним получателем оказалась несуществующая фирма в Крыму, куда и направилась фура с палетами.
А в августе 2023 года о своей причастности к теракту на Крымском мосту заявил и глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Малюк (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). В операции ему помогали двое сотрудников, имена которых он не назвал.
Вскоре Малюка заочно арестовали и объявили в международный розыск. Вместе с ним в розыске оказались и другие причастные ко взрыву — граждане Украины Михаил Цюркало, Денис Ковач и Сергей Андрейченко, а также граждане Грузии Леван Бенашвили и Александр Инасаридзе (все они внесены в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга).
Ущерб от взрыва на Крымском мосту превысил семь миллиардов рублей. Потерпевшими от теракта признали Минобороны России, несколько компаний и граждан. Для обеспечения исков у обвиняемых арестовали имущество.
В материалах дела следствие обозначило роли обвиняемых — согласно этим данным, братья Азатьян нашли место для опасного груза на складе в Армавире, а водитель Терчанян привез его из Армении на территорию России. Былин же возглавлял компанию «Экстра», которая значилась получателем груза.
Сами обвиняемые не признали свою вину, причем некоторые из них прошли проверку на полиграфе.
Не верили в причастность к теракту задержанных и их родственники. Максим Соломко — сын обвиняемого Романа Соломко — назвал происходящее неприятными новостями и бредятиной. По его словам, мало кто из знакомых верил в вину его отца. Близкие Владимира Злобы также удивились его задержанию.
В октябре 2023 года другой обвиняемый — Олег Антипов — объявил голодовку в СИЗО № 4 Санкт-Петербурга. Фирма Антипова предоставила фуру, которая и взорвалась на Крымском мосту. Сам он счел свое уголовное преследование несправедливым. Его жена была уверена, что мужчину использовали «вслепую».
Уголовное дело о взрыве на Крымском мосту поступило в суд в декабре 2024 года. На тот момент восемь обвиняемых провели под стражей более двух лет. В окончательной редакции их всех обвинили по статьям о теракте, а также незаконном приобретении взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Соломко и Терчаняна следствие отдельно обвинило в контрабанде взрывных устройств. Из-за наличия в деле секретных материалов рассмотрение дела о теракте на Крымском мосту закрыли от прессы и общественности. На одном из последних заседаний прокурор запросил для каждого из обвиняемых пожизненный срок.
Суд встал на сторону обвинения — все фигуранты дела получили пожизненные сроки. Это исключительный случай в современной истории России: еще никогда суд одновременно не давал восемь пожизненных сроков. Суд также взыскал с осужденных семь миллиардов рублей в пользу пострадавших компаний и физлиц.