ОАО «РЖД» принимает меры по облегчению долговой нагрузки в 2026 году, работает с кредитными организациями над реструктуризацией займов. Об этом журналистам рассказал министр финансов России Антон Силуанов, передает ТАСС.
Узнайте больше в полной версии ➞Накануне Reuters со ссылкой на источники сообщило, что правительство ищет способы справиться с долгами монопольной структуры, достигшими четырех триллионов рублей. В том числе речь шла о повышении тарифов на перевозки грузов, ускорении выдачи субсидий, переносе уплаты налогов и конвертации части задолженностей в акции с выкупом государством.
Решение о способе поддержки будет принято на декабрьском совещании кабинета министров, где рассмотрят инвестпрограмму РЖД на 2026 год.
Отвечая на вопрос, будут ли использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытия долга РЖД, Силуанов отметил, что этот источник предусмотрен на определенные цели — компенсация недополученных нефтегазовых доходов и технологические приоритеты. Тем не менее прямо такую возможность министр не исключил.
По состоянию на 1 ноября 2025 года объем ликвидных активов ФНБ составляет 4,15 триллиона рублей. Таким образом, покрытие долгов РЖД за счет средств фонда приведет к полному исчерпанию активов, доступных для расходования, оставив только заблокированные.
Ранее отчет РЖД по РСБУ (российский стандарт бухгалтерского учета) показал, что с января по сентябрь 2025 года чистый убыток компании составил 4,2 миллиарда рублей. Долгосрочные обязательства выросли с 2,1 триллиона рублей на начало года до 2,4 триллиона (включают в себя в том числе отложенные налоговые обязательства), а краткосрочные — снизились с 2,7 триллиона рублей до 2,5 триллиона.
В компании объяснили убыток ростом расходов на платежи по кредитам из-за высокой ключевой ставки и подчеркнули, что проводят работу по улучшению финансового состояния.
Издание Forbes по итогам 2024 года поставило РЖД на третье место в рейтинге крупнейших должников России. Задолженность компании на тот момент оценили в 2,771 триллиона рублей.