В пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» в ходе круглого стола ЭИСИ по теме «Искусственный интеллект: общественное благо или вред?» эксперты обсудили развитие ИИ-технологий и их влияние медиа-потребление, образование, политику и — общество, в целом.
Узнайте больше в полной версии ➞Гонка по развитию искусственного интеллекта — одна из самых главных в мире на сегодняшний день. Более 60 стран утвердили стратегию развития ИИ, и, конечно, Россия. Наша страна входит в топ-10 стран мира по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием ИИ.
Особое внимание эксперт уделил ключевому тезису, который в своем выступлении на форуме «Путешествие в мир искусственного интеллекта» накануне произнес Владимир Путин. Президент сформулировал принципиальную позицию страны, заявив, что «критическую зависимость от чужих систем мы не можем допустить». Глава государства таким образом возвел вопрос цифрового суверенитета в ранг не только политической и технологической, но и ценностной категории, подчеркнув необходимость для России обладать полным комплексом собственных передовых разработок в сфере генеративного ИИ.
И сделать это необходимо как можно скорее, поскольку искусственный интеллект уже прочно вошел в повседневную жизнь россиян. По данным исследования Аналитического центра ВЦИОМ, 63 процента опрошенных респондентов заявили, что используют ИИ в повседневной жизни, а о самой технологии знают 94 процента населения страны. Об этом рассказал директор департамента политических исследований Михаил Мамонов. Он подробнее остановился на ключевом аспекте интеграции новых технологий — вопросе доверия к искусственному интеллекту. Данные социологического опроса рисуют сложную, но в целом обнадеживающую картину.
«Более половины россиян (52 процента) склонны доверять технологиям ИИ, в то время как сомнения выражают 38 процентов респондентов. В основе доверия лежит рациональное восприятие ИИ как инструмента, способного выполнять работу более качественно, более эффективно, более объективно, что в конечном счете снижает потенциальные риски для человека. Однако, сохраняется и значительный пласт опасений: 28 процентов опрошенных сталкивались со сбоями в работе систем, а среди глубинных страхов лидируют опасения, что ИИ может выйти из-под контроля человека и что его технологии будут использованы в корыстных целях, например, для сбора и последующей утечки персональных данных», — рассказал социолог.
Политолог Глеб Кузнецов, комментируя данные исследований ВЦИОМ, подробнее остановился на расколе в общественном сознании, выделив две полярные группы — технооптимистов, с восторгом принимающих цифровое будущее, и технопессимистов, в страхе взирающих на растущее влияние машин. Хотя при этом, он назвал возникший спор «скорее – искусственной дихотомией». Для наглядности Кузнецов предложил рассмотреть и тех, и других через призму двух сказок.
«Вовка в Тридевятом царстве» и «Конек-Горбунок», обозначив ими наиболее частые способы использования ИИ.
«Первая модель, описывает ИИ как идеального, но бездумного исполнителя — "двое из ларца, одинаковых с лица". Ими просто управлять, им просто делегировать. Вовка — просто идеальный пользователь искусственного интеллекта», — говорит Кузнецов.
В противовес «Вовке» и «двум братьям из ларца» Глеб Кузнецов поставил модель «Конька-Горбунка», олицетворяющую необходимость контроля, сохранения человеческих компетенций и адаптации пользователя через непрерывное образование. Именно этот, сбалансированный путь, по утверждению политолога, и выбирает Россия.
Цифровая реальность и тренды медиапотребления переживают «тектонический сдвиг» под воздействием искусственного интеллекта. Прогнозы аналитиков «Диалог регионы» однозначны: к 2026 году до 90 процентов онлайн-контента будет создано машинами, и даже государственный сектор адаптируется к этой новой парадигме, где, по их оценкам, 50 процентов контента также будет генерироваться ИИ. За приведенными цифрами скрывается более глубокая трансформация, меняющая саму природу влияния ИИ на общественные и политические процессы, уверен Никита Дьяков, руководитель направления таргетинга АНО «Диалог регионы.
Классическая агитация и реклама уступают место тонким, персонализированным подсказкам, интегрированным в диалог. Главная опасность этого подхода в том, что «пользователь не чувствует манипуляции, ему кажется, что сделанный выбор — это его собственное решение», – отмечает Дьяков. В условиях этой ускоряющейся гонки, глобальная задача, как минимум, — не отставать, одновременно решая ключевую проблему информационной безопасности и осознавая риски утечки чувствительных данных в сервисы ИИ.