В соцсетях продолжает вируситься реалити «Тайная жизнь мормонских жен», в котором супруги последователей мормонской церкви делятся подробностями жизни с верующими мужьями. Всего через три дня после показа первой серии программа стала самой просматриваемой на стриминговом сервисе Hulu, из-за чего ее тут же продлили на второй сезон. Скандальное шоу взорвало соцсети: и пока одни призывают спасти женщин из плена, другие считают их образ «традиционной жены» продуманным способом зарабатывать миллионы на жалости зрителей. Что действительно творится в мормоноских браках — разбиралась «Лента.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Мормоны — это последователи так называемой церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которая была основана Джозефом Смитом в 1830 году в США. Они верят в Библию, но в то же время уверены, что Бог-Отец, Иисус Христос и Святой Дух — это три отдельные реальные личности.
Мормоны обычно посвящают жизнь активной миссионерской работе и соблюдают строгие ограничения, в том числе отказываются от кофе, чая, табака, мяса и алкоголя. Для них также важно состоять в браке и иметь большую крепкую семью, но многоженство при этом официально запрещено.
В браке мормоны обычно устанавливают правила и для своих жен: они не должны работать, но обязаны следить за домом и детьми. Внешний вид женщин тоже контролируется мужьями: обычно они выполняют домашние обязанности в платьях ниже колен и с рукавами до локтя, отказываясь от нарочитой сексуальности. Макияж при этом приветствуется, но строго в нейтральных тонах.
Однако современные жены мормонов в погоне за заработком и популярностью ломают традиционные правила, все чаще отходя от классического образа trad wife («традиционной жены»). Блогерши в роскошных нарядах люксовых брендов снимают кулинарные видео и дают советы по сплочению семьи.
Благодаря видео с хештегом #MomTok в соцсетях даже появились одноименные женские сообщества, в которые входят сотни тысяч женщин по всему миру. Их цель — разрушить стереотипные представления о женах мормонов.
Писательница и актриса Садаф Ахсан объясняет феномен подобных сообществ наличием у «традиционных жен» свободного времени и желанием быть в центре внимания — хотя бы в онлайн-пространстве.
Ставшая в 2023 году обладательницей титула «Миссис Америка» Ханна Нилман променяла мечту стать балериной на семейную жизнь на ферме с супругом Дэниелом Нилманом, выросшем в мормонской семье. Его отец — Дэвид Нилман, миллиардер и основатель ряда крупных авиакомпаний, включая JetBlue.
До свадьбы Ханна была мало знакома с будущим мужем и отказывалась от свиданий с ним в течение полугода, поскольку на тот момент училась в танцевальной школе. Однако благодаря связям отца Дэниел все же добился свидания с девушкой и уже всего через два месяца после первой встречи она вышла за него замуж, а еще через три — забеременела.
«Я бросила танцевать, что было трудным решением. Я отказалась от части себя. Но Дэниел тоже отказался от своих карьерных амбиций», — утверждала в интервью Times Ханна, которую в сети прозвали «королевой традиционных жен».
Однако журналистка Меган Агнью заметила в словах блогерши лицемерие. По ее мнению, Дэниел, в отличие от жены, добился всех своих желаний и целей.
После публикации скандального интервью на Ханну посыпался шквал негативных комментариев от подписчиков, которые были уверены, что она лишь создает видимость счастливой семейной жизни на ферме. В TikTok даже призывали спасти Ханну из супружеского плена, но она подобные комментарии игнорировала.
Некоторые пользователи пытались поддержать Ханну, отмечая, что ее блог — это единственное место, в котором она может почувствовать свободу от Дэниела. Другие напоминали, что Ханна Нилман живет с наследником миллиардной империи и точно не нуждается в жалости.
Коллега Ханны по соцсетям, бывшая модель Нара Азиза Смит, несмотря на брак с последователем мормонизма, превратила ведение блога в работу. За ее творчеством в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) следят 4,7 миллиона подписчиков.
Инфлюэнсер ежедневно публикует видео с приготовлением блюд и напитков, представая перед камерой с идеальным макияжем и укладкой, предпочитая наряды исключительно люксовых марок. Среди ее фаворитов — бренды J'amemme и Selezza London с вещами стоимостью как минимум от 1250 евро (от 123 тысяч рублей).
«Иногда мои наряды не самые практичные, но, с другой стороны, мода не всегда практична. Вот чем я занимаюсь. Выкладываю видео, где готовлю для детей и мужа. На самом деле это не так уж и сложно», — признается она.
А блогерша Эсти Уильямс и вовсе считает статус жены мормона своим предназначением. Отказавшись от карьеры метеоролога, она стала домохозяйкой и начала вести личный блог, подыскав для контента яркую изюминку: она снимает видео о готовке и уборке исключительно в платьях в стиле 1950-х годов, фартуке и с уложенными на бигуди волосами.
«Я считаю, что мое предназначение — быть хранительницей домашнего очага. Некоторые пытаются представить это явление в зловещем свете или придать ему какой-то другой, более темный смысл», — сказала она и подчеркнула, что не навязывает другим женщинам свою точку зрения.
«Итак, я люблю мормонов, а это значит, что больше всего на свете я люблю сериал Hulu "Тайная жизнь мормонских жен". Мне нравятся их чрезмерно наращенные волосы, искреннее желание говорить "боже" и "о, урод", огромные внедорожники, обсуждение мормонской одежды и табу на секс. Они напоминают мне девушек, с которыми я выросла», — отмечает писательница и режиссер Эмили Бердж.
В очерке для портала Electric Lit Эмили Бердж рассказала, что ее семья, частично состоящая из католиков и апостольских пятидесятников, тоже любит это шоу.
«Как и мормоны, они не пьют, не курят и не занимаются сексом до брака. Но мои ближайшие кузены любят это шоу так же сильно, как и я. Возможно, они видят в нем ту же смесь комфорта и интриги, что иронично, поскольку они никогда бы не стали его смотреть — их вера вообще не позволяет им смотреть телевизор», — объяснила писательница.
С мнением Бердж согласен и продюсер Джефф Дженкинс, которые называет шоу «серьезным исследованием религии с ноткой гламура». По его словам, за жизнью современных жен мормонов интересно наблюдать не только верующим людям, но и далекой от религии аудитории.
«Они [участницы шоу] очень симпатичные, общительные и смелые, что привлекает современного зрителя. При этом их отличает еще один фактор — их вера. Многие молодые зрители во время просмотра вдохновляются и задаются вопросом, как мне впустить веру в свою жизнь, не столкнувшись с осуждением?» — поясняет Дженкинс.
Но не все считают тенденцию позитивной: многие юзеры связывают популярность подобного контента с политической пропагандой. «Своими часто нереалистичными картинками домашнего счастья они формируют спрос на политику, которая поощряет или даже призывает женщин к соблюдению традиционных ролей, ущемляющих их права и свободы», — подытожила писательница Джули Колер.