За последнюю неделю стоимость фрахта судов класса Suezmax дедвейтом (максимальное количество груза) 135 тысяч тонн для перевозки российской нефти взлетела более чем на 10 процентов на фоне стремления участников рынка к минимизации риска. Об этом со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) пишет «Коммерсантъ».
Тариф на отправку партии в направлении Северного Китая достиг 10,2 доллара за баррель, что стало максимумом с начала года, а перевозка до Западной Индии подорожала до 7,7 доллара — наибольшее значение с 2024 года.
Директор ЦЦИ Роман Соколов полагает, что рост спроса на крупные танкеры стал следствием геополитических рисков и желания перераспределить экспортные потоки по различным направлениям. Если в первом полугодии из портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) выходили три танкера в неделю, то теперь — четыре-пять танкеров.
Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин напомнил, что северо-западное направление задействует датские проливы, а угроза прекращения поставок через них повысилась. Кроме того, российские порты на Балтике пострадали от ударов дронов, что также становится фактором риска.
Особенностью последней недели стал резкий рост экспорта в Турцию. За неделю он вырос на 59 процентов, до 115 тысяч тонн в сутки. Уровень в 100 тысяч тонн в сутки недельные поставки в этом году превышали всего два раза. В целом же поставки российской нефти из морских портов поднялись на 24 процента, до 466 тысяч тонн в сутки.
При этом дисконты на основной российский экспортный сорт нефти Urals выросли на 1,2-1,3 доллара за баррель, до 13,3-13,5 доллара. Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов объяснил такой результат давлением США на Индию.
По предварительной оценке ЦЦИ, в сентябре морской экспорт российской нефти вырос на 35 процентов к августовскому уровню, что связано со снижением переработки нефти внутри страны из-за большого количества внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Накануне, 2 октября, стоимость нефти марки Brent, которая влияет на цену российского сырья, впервые с начала лета упала ниже 65 долларов за баррель. Основной причиной аналитики считают опасения по поводу ее переизбытка на мировом рынке.