Президент России Владимир Путин традиционно принял участие в пленарной сессии XXII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Глава государства говорил в основном о международной политике, затронув темы украинского конфликта, противостояния России и Запада, а также о перспективах противостояния сторонников однополярного и многополярного мира. Главные цитаты из выступления Путина — в материале «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞«Мы уже не раз отмечали, что живем в такое время, когда все меняется и меняется очень быстро. Я бы сказал, кардинально меняется… Готовыми нужно быть к чему угодно»
«Как ни парадоксально, но многополярность стала прямым следствием попыток установить и сохранить глобальную гегемонию, ответом международной системы и самой истории на навязчивое стремление выстроить всех в одну иерархию, на вершине которой находились бы страны Запада»
«Наша страна, стремясь ликвидировать основания для блоковой конфронтации, создать общее пространство безопасности, дважды заявляла даже о своей готовности вступить в НАТО. Первый раз в 1954 году, еще во времена СССР это было сделано, а второй раз — в ходе визита президента США [Билла] Клинтона в Москву — я уже говорил об этом — говорил, когда мы на эту тему с ним разговаривали»
«Да, могущество США и их союзников в конце ХХ века достигло пика, но нет и не будет силы, которая была бы в состоянии управлять миром, предписывать всем, что и как делать, как дышать... Попытки были, но они все закончились неудачей»
«Нет, не ощущаю [себя императором]. Александр I был императором, а я избранный народом президент на определенный срок. Это большая разница»
«Какой бы потенциал ни накопила отдельная страна или группа стран, у всякой мощи все-таки есть предел»
«Интересы стран никогда полностью не совпадают»
«По количеству и объему введенных против нас карательных мер, которые стыдливо называют санкциями, Россия — абсолютный рекордсмен в мировой истории»
«Мы испытываем, конечно, в этой связи законную гордость. Гордость за Россию, наших граждан и за наши вооруженные силы»
«Мировой баланс без России не выстраивается: ни экономический, ни стратегический, ни культурный, ни логистический — никакой»
«Вроде бы уже не раз шумели, угрожали полной блокадой, пытались заставить народ России, как они сами выражались — слов тут подобрали, не постеснялись — страдать, строили планы один фантастичней другого. Мне кажется, что пора уже успокоиться, осмотреться, понять реалии и как-то выстраивать отношения в совершенно другом направлении»
«Убежден, мы с вами станем свидетелями своего рода ренессанса, возрождения высокого дипломатического искусства. Его суть — в способности вести диалог и договариваться и с соседями, и с единомышленниками, и, что не менее важно, но более сложно, с оппонентами»
«В некоторых странах пытаются запретить своих политических оппонентов, которые уже приобретают большую легитимность и большее доверие избирателей. Запретить. Мы знаем, это проходили в Советском Союзе. Помните песни Высоцкого? "Запретили даже воинский парад, скоро все к чертям собачьим запретят". Но это не работает, запреты не работают»
«Они [европейские страны] хотят преодолеть раскол, укрепить пошатнувшееся единство, которым прежде отличились, вовсе не посредством решения внутренних проблем, а за счет раздувания образа врага. Старый пример»
«Мы прекрасно знаем, насколько все угрозы относительно агрессивных планов России, которыми Европа сама себя запугивает, высосаны из пальца, я сейчас только что об этом сказал, но самовнушение — вещь опасная, и мы просто не можем не уделять внимания тому, что происходит. Не имеем права это делать из соображения обеспечения нашей собственной безопасности. Повторю, нашей обороны и безопасности. Поэтому внимательно следим за набирающей силой милитаризацией Европы»
«Слабость и нерешительность Россия не проявит никогда»
«Когда говорю "русские", я имею в виду не чисто этнических русских людей, у которых написано "русский" в паспорте. Напомню в этой связи Петра I. (…) Петр I сказал: "Русский — это тот, кто любит Россию и служит ей"»
«Украина — это карта в другой, гораздо более масштабной игре стран Запада. Это только повод и способ решить свои геополитические задачи, расширить зону контроля и немножко заработать на войне. Вот и влезли к нам на порог с натовской инфраструктурой»
«Украинская трагедия — это боль и для украинцев, и для русских, для всех нас»
«Я думаю, что роспуск Советского Союза был связан с позицией тогдашнего руководства России избавиться от всякой идеологической конфронтации»
«Советский Союз рухнул. И российские простофили и бывшие чиновники Советского Союза думали, что вот теперь-то — и я так думал — теперь-то мы одна семья цивилизационная, сейчас мы обнимемся, расцелуемся в губы — несмотря на то, что мы придерживаемся традиционных ценностей, — и пойдем, общая семья народов, будем по-семейному хорошо жить. Ни фига подобного. Даже для меня, для бывшего сотрудника внешней разведки Советского Союза, это было несколько неожиданным»
«За сентябрь потери ВСУ — где-то 44 700 человек, из них почти половина — безвозвратные»
«Ситуация в Газе — это ужасное событие в истории, современной истории человечества»
«На самом деле армия-то простая, рабоче-крестьянская там, на Украине. Элиты-то не воюют. Они только посылают на убой своих граждан, и все. Поэтому и такое количество дезертиров»
«Я думаю, что и на Украине изменения происходят постепенно. Мы это видим, как бы там мозги людям ни промывали»
«Цветная революция — это неконституционный, неправовой захват власти, если говорить прямым языком. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит»
«Можно сказать, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Какой-то смысл, наверное, в этом есть. Звучит это несколько агрессивно»
«Если мы воюем со всем блоком НАТО и так двигаемся, продвигаемся, уверенно себя чувствуем и, значит, это бумажный тигр, что тогда сама НАТО? Она что тогда из себя представляет?»
«Всегда лучше отчетливо понимать, что хочет собеседник, чего добивается, чем пытаться угадать реальный смысл в череде экивоков, двусмысленных и туманных намеков»
«Главное, что мы встретились. Но на Аляске было комфортно. Там же еще православие существует, на Аляске, там храмы православные, там люди приходят на службы в церкви. Служба идет на английском языке, а когда служба заканчивается на английском языке, батюшка, обращаясь к пастве на русском языке, говорит: "С праздником". Ну это ж хорошо!»
«Все, что Россия хотела решить со Швецией, она решила в ходе Полтавского сражения»
«Если серьезно, там и целей-то нет, зачем нам что-то куда-то отправлять»
«Если им не нужно, то и нам не нужно»
«Кое-кто готовит эти испытания. Мы это видим, знаем. И если они произойдут, мы сделаем то же самое»
«В целом у нас все в порядке. Мы уверены в своем ядерном щите, мы знаем, что нам делать завтра, послезавтра»
«Лучше киевскому руководству подумать о том, как договариваться. Мы об этом много раз говорили и предлагали это сделать»
«У меня со всеми хорошие отношения»
«Я вас утомил, извините»