Экспертное сообщество ожидало от ЦБ более глубокого снижения ключевой ставки. Об этом в комментарии «Ленте.ру» заявил экономист Андрей Бархота, комментируя понижение Центробанком на заседании в пятницу, 12 сентября, ключевой ставки на один процентный пункт, с 18 до 17 процентов годовых.
«Большинство аналитиков сходились во мнении, что снижение произойдет на 2 процентных пункта — с 18 до 16, — отметил эксперт. — Дело в том, что конценсус-прогноз по ключевой ставке до конца текущего года сохраняется на уровне 14 процентов годовых. Остается 3,5 месяца и всего несколько заседаний ЦБ. Возникает вопрос, как можно достигнуть уровня 14 процентов? ЦБ выбрал сценарий с плавным снижением ставки — не 2 процентных пункта, а 1, тем самым сохраняя риск того, что поднимется шум со стороны Государственной думы, промышленных кругов, предпринимательского сообщества "как же так, мы все ждем доступности кредитов, а она не происходит"».
Эксперт предположил, что главная цель мягкого понижения процентной ставки — это не перезапуск экономического роста, а ослабление рубля. «Эффект от этого понижения ключевой ставки можно будет ощутить только в конце ноября, подчеркнул он. — Разрастание дефицита госбюджета и снижение экспортных доходов требуют более комфортный курс рубля — с уровня 81-82 рублей за доллар к уровню 95 рублей за доллар. А лучше даже 100 и выше. На этой неделе мы увидели достаточно серьезное ослабление рубля к доллару и евро. И фактически раз уже цель по девальвации достигнута можно позволить себе осторожничать с ключевой ставкой. Ну, и конечно, среди рисков такого небольшого снижения ставки является то что в целом влияние на рынок, на стоимость кредитов и депозитов будет не очень большим. Мы понимаем, что если ставка по кредиту была 24 процента, сейчас будет 23 процента. Что это изменит? Ну снизится ежемесячный платеж для заемщика максимум на 10 процентов. Так заемщик этого даже не заметит, влияние будет мизерным», — говорит экономист.
Андрей Бархота предположил, что к концу года следует ожидать ключевую ставку на уровне 14 процентов, это, по его мнению, позволит более точно контролировать индекс потребительских цен и реакцию рынка.