Сбер предлагает государствам АСЕАН вместе развивать технологии искусственного интеллекта, в том числе в формате международного альянса ИИ (AI Alliance Network), готов делиться своей экспертизой и перспективными ИИ-решениями, включая большую языковую модель GigaChat. Об этом первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин сообщил в ходе бизнес-диалога «Россия — АСЕАН» на X Восточном экономическом форуме.
Как отметил модератор сессии Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, АСЕАН сегодня — один из самых динамично развивающихся регионов мира, обладающий большим потенциалом к расширению сотрудничества с Россией. Дискуссия была посвящена развитию экономических отношений нашей страны и этой межправительственной организации, объединяющей 10 стран Юго-Восточной Азии с совокупным населением в 680 млн человек.
Выступление топ-менеджера Сбера было посвящено развитию цифровой повестки во взаимоотношениях России и стран АСЕАН. Александр Ведяхин привел цифры Всемирного банка, по которым цифровая экономика Юго-Восточной Азии уже превысила 200 млрд долларов и к 2030 году может достичь 1 трлн долларов. Таким образом, это очень большой и перспективный рынок для всех игроков.
Однако сейчас этот рынок во многом основан на решениях искусственного интеллекта, которые далеки от национальных традиций и государственных стандартов этих стран, объяснил Александр Ведяхин. Речь о транснациональных больших языковых моделях вроде ChatGPT, которые обучены на других ценностях и данных и плохо понимают национальную специфику.
«У Сбера есть своя фундаментальная модель GigaChat. Это одна из немногих в мире так называемых отделяемых моделей: ее можно установить внутри страны АСЕАН и перенастроить под страну присутствия, то есть научить национальным особенностям, языку, культуре и традициям конкретного государства. Она заменяет поисковую систему, помогает людям находить ответы на вопросы и решать сложные задачи исходя из национальной специфики и тех задач, которые стоят перед конкретным государством. Сбер готов предоставить свою экспертизу и саму модель», — отметил Ведяхин.
Еще одно перспективное направление для сотрудничества России и стран АСЕАН — это финтех и цифровые экосистемы. В регионе высокий уровень unbanked population — людей, у которых никогда не было банковского счета, рассказал Александр Ведяхин. Это порядка 60 млн человек, и им нужно сразу же предоставлять цифровые сервисы. Такой экспертизой Сбер — как лидер цифровизации в России и разработчик самого популярного в стране финансового приложения СберБанк Онлайн — тоже готов делиться.
Следующая важная область для взаимодействия — кибербезопасность и защита данных. Сегодня киберугрозы ежегодно обходятся государствам АСЕАН более чем в 150 млрд долларов. Сбер обладает мощной экспертизой в кибербезопасности и предлагает обмениваться знаниями.
В части подготовки кадров для ИТ-отрасли банк может предоставить специальную франшизу «Школа-21», которая всего за 3-6 месяцев готовит цифровых специалистов. Есть и эффективные ИИ-решения для медицины — это важно для многих стран АСЕАН, которым сложно привлекать высококвалифицированных специалистов, особенно в удалённых регионах.
«Мы предлагаем активно развивать вместе со странами АСЕАН направление искусственного интеллекта. Я имею в виду не только большие языковые модели, но и исследования, научные публикации, образование. В России действует Национальный альянс в сфере искусственного интеллекта, а в прошлом году в присутствии Президента РФ был создан Международный альянс искусственного интеллекта, который динамично развивается. Поэтому я с большим удовольствием приглашаю страны АСЕАН включаться в этот альянс на уровне страновых ИИ-альянсов. Мы максимально открыты к сотрудничеству и будем рады быть полезными», — сказал Ведяхин.
Кроме того, Александр Ведяхин подчеркнул, что Сбер поддерживает стремление стран АСЕАН увеличить объемы расчётов в национальных валютах и считает это правильным для экономик государств Юго-Восточной Азии и России.
«Мы видим, что там, где есть хорошие платёжные каналы с другими странами в национальных валютах, очень хорошо развиваются двусторонние бизнесы и, как следствие, экономики стран, которые напрямую общаются с Россией через платежные каналы», — отметил он.