В Москве начал регулярное движение с пассажирами первый в России полностью беспилотный трамвай. Инновационный транспорт на основе модели трамвая «Львенок-Москва» курсирует по маршруту №10 от улицы Кулакова до станции метро «Щукинская» и обратно в полностью беспилотном режиме. Он ежедневно выходит на маршрут и выполняет установленное расписание с пассажирами. За первый день беспилотный трамвай выполнил 8 рейсов и перевез 350 пассажиров, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Как отметили в столичном Департаменте транспорта, технология подтвердила свою безопасность: за время серьезных и многочисленных испытаний трамвай проехал более 8 тысяч километров без единого нарушения ПДД.
Кроме того, транспорт оборудован лидарами, радарами и камерами. Они обеспечивают обзор на 360 градусов, «видят» объекты на расстоянии 200 м и работают в любую погоду.
Трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, четко следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, самостоятельно определяет, как проехать перекрестки, переключает стрелки и точно придерживается графика.
В салоне находится сотрудник трамвайного управления московского метро для дополнительного контроля за движением. Наличие сотрудника на текущем этапе — пока действующее требование федерального законодательства РФ.
Также в городе начали работу два беспилотных трамвая-испытательные лаборатории. Они также созданы на базе модели «Львенок-Москва», которые выпускает российский производитель «ПК Транспортные системы. В них тестируют новые версии программного обеспечения и обучают искусственный интеллект для масштабирования беспилотного транспорта в Москве.
«До конца 2025 года мы оснастим беспилотными технологиями еще 3 трамвая. После завершения всех испытаний и по мере необходимости они смогут выполнять регулярные рейсы с пассажирами также по маршруту №10. В соответствии со Стратегией развития столичного транспорта, которую утвердил мэр Москвы Сергей Собянин, к 2030 году беспилотными технологиями планируем оснастить примерно две трети столичного парка, включая все 10 маршрутов Краснопресненского трамвайного депо. Надежность и точность выполнения расписания движения станут еще выше», — добавил Максим Ликсутов.
Запуск беспилотного трамвая стал возможен благодаря принятию в 2024 году gравительством России экспериментального правового режима. Документ подготовило Минэкономразвития России, а инициатором выступил Московский метрополитен. Так, Москва стала первым городом России, который инициировал принятие ЭПР для запуска полностью беспилотного городского транспорта.