На ВЭФ обозначили цели и параметры наращивания доли креативного сектора в экономике

На ВЭФ-2025 объявили о запуске российских международных креативных сезонов

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

На площадке Восточного экономического форума состоялась сессия «Инвестиции в креатив: от локального успеха к глобальному признанию». Обсуждение было посвящено роли российского креативного сектора в укреплении культурного суверенитета и международного имиджа страны, а также мерам для наращивания экспортного потенциала индустрий и интеграции с международными практиками, включая сотрудничество в рамках БРИКС и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Сегодня мы объявляем о старте большой международной платформы для мирового позиционирования России в области креативной экономики. Агентство стратегических инициатив запускает российские международные креативные сезоны», — пояснила директор Центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Екатерина Черкес-заде. Она отметила, что платформа нацелена на продвижение проектов российского бизнеса, создание новых цепочек разработки и ко-производства, а также повышение инвестиционной привлекательности страны.

Первая конференция пройдет в Санкт-Петербурге восьмого—девятого октября на двух площадках; сбор проектов стартует в Москве, далее инициатива охватит регионы. В планах — представить ключевые экспортно-ориентированные проекты по всем 16 отраслям, при этом изначально фокус будет на сегментах, формирующих около 30 процентов креативной экономики, и привлечь более 20 стран к участию в деловой сессии.

По данным АСИ, вклад креативной экономики в России составил 3,5 процента ВВП в 2023 году и 4,1 процента в 2024-м, целевой ориентир — шесть процентов к 2030 году. В периметр креативных индустрий входит около десяти процентов всех организаций и индивидуальных предпринимателей; приблизительно 700 тысяч организаций занимаются созданием соответствующих продуктов, в секторе задействованы 4,6 миллиона человек. Почти треть структуры приходится на программное обеспечение; темпы прироста валовой добавленной стоимости здесь в один и семь десятых раза выше среднеэкономических.

Стоимость нематериальных активов за период с 2021 по 2023 год выросла в два с половиной раза. По выручке лидируют программное обеспечение, мода, реклама и связи с общественностью, архитектура и гастрономия, медиа и СМИ; по темпам роста с 2019 по 2023 год — гастрономия, музыка, культурное наследие, отдых и развлечения, контент.

Объем инвестиций в креативный сектор за два года увеличился в один и девять десятых раза; основные направления вложений — программное обеспечение, медиа и СМИ, исполнительское искусство, культурное наследие, архитектура и урбанистика. Существенная доля нематериальных активов сосредоточена в программном обеспечении, медиасегменте, кино и сериалах, анимации и других контентных отраслях.

Отдельный блок был посвящен Дальнему Востоку. Практически все регионы округа внедряют региональный стандарт развития креативных индустрий; ключевые направления — мода, дизайн, программное обеспечение, кино и сериалы, гастрономия. В Якутии с 2018 года на инфраструктуру и меры поддержки направлено 7 миллиардов рублей, привлечено 1,3 миллиарда рублей пожертвований крупного бизнеса фондом цифрового контента; регион стал третьей «столицей кино» после Москвы и Санкт-Петербурга. В Хабаровском крае формируется креативный кластер анимации с ориентацией на Азию, на Сахалине утверждена дорожная карта по гастрономии. Инвестиции в основной капитал организаций креативного сектора в макрорегионе с 2017 по 2023 год почти увеличились в десять раз.

«Мы совместно с "Росконгрессом" и "Инносоциумом" подготовили отчет объемом около двухсот страниц», — сказала руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково» Лидия Рой. Она уточнила, что на площадке петербургского экономического форума в креативной повестке прошло 42 сессии, материалы сведены по 16 индустриям; отдельное внимание уделено ко-производству, в том числе с Китаем, и динамике экспорта.

«За шесть лет чемпионат ArtMasters доказал эффективность и стал драйвером креативной экономики», — подчеркнул директор АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters» Борислав Володин. По его словам, к 2030 году мировая выручка креативного сектора, согласно оценкам аналитиков, достигнет 7,4 триллиона долларов, что в два с половиной раза выше нынешнего уровня. Он добавил, что в индустрии значительную часть составляют так называемые бэкстейдж-специалисты и эксперты цифрового искусства — порядка семидесяти процентов проектного персонала, а у самого чемпионата растет международная вовлеченность: зарегистрированы участники из 118 стран, к участию допускаются владеющие русским языком не менее чем на семьдесят процентов, при этом до финала доходят не все.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.