Экономика
09:34, 2 сентября 2025

В России подготовили план спасения еще одной отрасли

«Ъ»: Правительство России подготовило меры поддержки металлургической отрасли
Платон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Николай Чикичу / РИА Новости

Российское правительство начало готовить меры по спасению предприятий металлургической отрасли, которые столкнулись с финансовыми проблемами и падением выпуска. Об этом со ссылкой на материалы к заседанию подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики, состоявшемуся 29 августа, пишет «Коммерсантъ».

Узнайте больше в полной версии ➞

В их число войдет повышение экспортных пошлин на лом черных металлов, что снизит его стоимость для отечественных производителей. Сейчас сборы составляют пять процентов от стоимости, но не менее 15 евро за тонну, последнее условие предлагается довести до 25 евро.

Другой мерой может стать смягчение в 2026 году для электрометаллургических предприятий нагрузки от акциза на жидкую сталь, которая сейчас составляет 2,7 процента от стоимости стальных слябов в портах Черного моря (если она ниже 30 тысяч рублей, акциз не взимается). Также предлагается освободить от уплаты акциза новые мощности с инвестициями от 50 миллиардов рублей на период активной инвестиционной фазы и следующих трех лет.

Металлургический сектор в последний год работает в условиях низких цен и слабого спроса. По оценкам «Северстали», в первом полугодии спрос на металл упал на 14-15 процентов. В первые семь месяцев выпуск стали и готового проката упал на 5,1 и 5,3 процента соответственно.

Опрошенные изданием участники рынка заметили, что в текущих условиях размер акциза превышает объем налога на прибыль, что лишает отрасль конкурентоспособности, а цена отсечки в 30 тысяч рублей неоправданно низка. Дело в том, что уже при стоимости сляба в 32 тысячи рублей металлурги фиксируют убытки, но при этом обязаны еще и платить акциз.

Сами металлурги ранее просили о помощи в вопросах логистики в виде заморозки железнодорожных тарифов на свою продукцию, что позволило бы сэкономить 21 миллиард рублей. В текущих условиях предприятия вынуждены переходить с грузоперевозок по железной дороге из-за резкого роста их стоимости на альтернативные виды транспорта.

Вместе с тем в ОАО «РЖД» указали, что работают над сближением тарифов на перевозку сырья и готовой продукции. Дело в том, что тариф для сырья не покрывает даже эксплуатационные расходы компании.

Начальник аналитического отдела «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский подчеркнул, что металлургам «катастрофически не хватает спроса», и чтобы решить эту проблему, нужно радикально снизить ключевую ставку и нарастить все виды инвестиций в отрасль.

В июне гендиректор «Северстали» Александр Шевелев предупредил, что из-за падения спроса на продукцию металлургических заводов некоторым из них грозит остановка.

< Назад в рубрику