Международная правозащитная организация Global Witness опубликовала результаты глобального опроса, посвященного онлайн-преследованиям, с которыми сталкиваются экозащитники. В исследовании приняли участие более 200 активистов со всего мира. Большинство респондентов (более 90 процентов) сообщили, что подвергались травле, угрозам и другим формам давления в интернете, связанным с их профессиональной деятельностью.
Отмечается, что наиболее часто упоминаемой платформой стал Facebook (запрещенная в России соцсеть; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена), за ним следуют X (бывший Twitter), WhatsApp и Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ). Примерно 75 процентов опрошенных считают, что онлайн-атаки переросли в реальные угрозы для их жизни и безопасности. Почти четверть участников отметили, что подвергались преследованию из-за пола. Женщины-активистки сталкиваются с травлей значительно чаще, включая угрозы сексуального характера.
Результаты показали, что платформы Meta признаны наиболее токсичными. Facebook (запрещенная в России соцсеть; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) стал лидером по количеству зафиксированных случаев травли (62 процента), WhatsApp и Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) получили 36 и 26 процентов соответственно. Также высокие показатели зафиксированы у платформы X, где травлю отметили 37 процентов респондентов.
Эксперты связывают эти цифры как с глобальной популярностью платформ Meta (существующих систем модерации. Отмечается, что ситуация усугубилась после того, как ИТ-гигант в январе 2025 года отказался от сторонней программы проверки фактов и перешел к краудсорсинговой модели модерации. По мнению Global Witness, это способствовало росту числа оскорблений, дезинформации и пропаганды ненависти.
«Исследование важно не только тем, что касается экологических активистов. Оно наглядно показывает то, о чем в ИТ-среде говорят давно: токсичность в соцсетях стала системной проблемой, которая может затронуть кого угодно. Сегодня цифровая травля уже не просто оскорбительный комментарий. Форматов нападок десятки: буллинг, доксинг, сталкинг и все это прячется за словами, которые большинство пользователей даже не понимает. А понять важно, — комментирует эксперт РОЦИТ, журналист и блогер Илья Гогуа. — Да, многое зависит от нас самих. Включить приватность, пожаловаться на агрессивный аккаунт, ограничить круг видимости – все это работает. Во «ВКонтакте», например, давно есть режим личного пространства, фильтрация сообщений и инструмент быстрой блокировки. Но, и это ключевой момент, все это имеет смысл только тогда, когда сама платформа готова тебя защищать».
Он также отметил, что на западных платформах жалобы от русскоязычных пользователей часто игнорируются, а если и принимаются к рассмотрению, то через недели и месяцы, и то лишь в случае действительно серьезного инцидента. «И это касается уже не просто удобства использования, а затрагивает, в отдельных случаях, вопросы личной безопасности», — добавил он.
По словам члена Общественного совета при Минцифры России, первого зампреда комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты РФ Армена Гаспаряна, проблема токсичности в интернете действительно непростая и требует комплексного подхода. «Можно сколько угодно говорить о цифровой гигиене, о том, как важно уметь блокировать, скрывать, фильтровать. Все это полезно и нужно, но в любом случае последняя линия защиты — это сама площадка. Потому что ты можешь настроить все идеально, закрыть все профили, убрать геолокацию и не отвечать на сомнительные сообщения. Но если вдруг что-то случается — именно модерация платформы должна включиться первой», — говорит он.
По словам эксперта, к сожалению, многие до сих пор думают, что их это обойдет. «Максимум, что может произойти — это неприятный комментарий, который можно скрыть. Но все меняется, когда речь заходит о настоящей травле. Особенно на крупных зарубежных площадках, где не на кого рассчитывать. Нет поддержки на русском, нет понятных инструментов, нет живых людей, которые помогут. И в этот момент человек просто остается один. Никто не ответит, не отреагирует и не поможет, даже если ситуация действительно опасная», — говорит он.
На этом фоне российские платформы, при всех их плюсах и минусах, хотя бы не молчат, подчеркивает Армен Гаспарян. «Здесь есть служба поддержки, есть понятные формы жалоб, есть кто-то на том конце, кто хотя бы увидит твое сообщение. Да, время ответа может затянуться, да, не все работает идеально, но у тебя есть шанс, что твоя ситуация будет рассмотрена. И это сегодня по-настоящему важно», — резюмирует эксперт.