В РСПП состоялось заседание комиссии по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере — участники обсудили взаимодействие традиционных средств массовой информации и новостных агрегаторов, а также вопросы защиты интересов медиа, адаптации к цифровому рынку и обеспечения честной конкуренции.
Заседание открыл генеральный директор АНО «ИРИ», сопредседатель комиссии Алексей Гореславский. Он отметил, что зависимость от зарубежных решений ведет к потере трафика и доходов и привел пример ситуации с Google Discovery.
«Сегодня российские СМИ так или иначе находятся в оппозиции практически ко всему мировому информационному пространству. Понятно, что это множество разных, порой конкурирующих между собой голосов. Но давайте не забывать о том, что есть общие задачи. И если бесконечно конкурировать, ссориться, отъедать друг у друга трафик, деньги и все остальное, то никого и не останется. Будет только YouTube и какие-нибудь другие мировые СМИ на базе искусственного интеллекта», — подчеркнул Гореславский.
Ситуацию с отключением Google Discovery подробно прокомментировал председатель совета директоров «Ъ» Григорий Левченко. Он подчеркнул, что отсутствие диалога с зарубежной корпорацией осложнило ситуацию, а причиной отключения стали политические основания.
«Мы пытались разобраться с ними и пришли к выводу, что эта проблема, безусловно, носит политический характер», — заявил Левченко. Он пояснил, что юристы Google Discovery объяснили произошедшее тем, что «существуют некие общие санкции, под которые наш холдинг не попадает напрямую, но оказывается подпадающим под них по вторичным признакам».
Левченко также обратил внимание на снижение трафика с платформы «Дзен» и выступил с предложением создать постоянную рабочую группу «Дзен и СМИ» для конструктивного взаимодействия и взаимной поддержки.
Президент РСПП Александр Шохин обозначил, что технологические платформы усиливают конкуренцию на медиарынке и становятся самостоятельными игроками.
«Главное — это воздействие на людей: трансляция смыслов, формирование не только новостной повестки, но и восприятия мира», — отметил Шохин. Он добавил, что под влиянием платформ трансформируются и модели работы самих СМИ, что открывает новые возможности, но в то же время создает риски неравномерного распределения доходов между платформами и правообладателями контента. Это, по его словам, напрямую влияет на устойчивость медиаиндустрии.
О работе с агрегаторами рассказала главный редактор URA.RU Диана Козлова. Она высоко оценила новый алгоритм «Дзена», позволивший расширить охват аудитории.
«Благодаря экспериментам "Дзена", особенно последнему — по сохранению аудитории внутри платформы, без перехода на сайты СМИ, — у нас появилась возможность представить наши материалы более широкой аудитории», — заявила Козлова. Она добавила, что охваты выросли почти втрое, а интерес к проекту проявили жители других регионов. Это позволило URA.RU войти в топ-12 рейтинга Mediascope и занять пятое место в рейтинге «Дзена» по стране.
Козлова указала на ряд актуальных проблем — от фиксированного статуса изданий до сложности с продвижением региональных СМИ, не работающих с федеральной повесткой. Она рассказала, что сейчас идет работа над созданием ассоциации интернет-СМИ, которая поможет региональным проектам защищать свои интересы и адаптироваться к изменениям на платформе.
Главный редактор газеты «ВЗГЛЯД» Константин Кондрашин напомнил, что именно «Дзен» в 2022 году поддержал их издание после резкого падения трафика, связанного с уходом Google. Он также отметил влияние агрегаторов на редакционную политику СМИ.
«Сегодня топ агрегатора фактически определяет, о чем будут писать СМИ. Если не написал новость, которая попала в топ, — ты не получил трафик. В итоге это размывает различия между редакциями: все становятся похожими друг на друга», — подчеркнул Кондрашин.
О внедрении новой системы аналитики аудитории рассказал директор департамента по взаимодействию со СМИ VK Андрей Бурцев. Он представил проект «Верифицированное измерение аудитории», реализованный «Дзеном» совместно с Mediascope.
«По сути, мы помогли индустрии и государству получить более объективные, верифицированные данные», — сообщил Бурцев. Он пояснил, что по данным Mediascope аудитория крупного федерального СМИ составляет 8 миллионов человек в месяц, а верифицированные данные «Дзена» показывают 17 миллионов. После устранения пересечений итоговая цифра — 21 миллион.
«В результате индустрия и государственные органы смогут видеть полную и объективную картину интереса аудитории к общественно-политической информации», — добавил он.
Завершил обсуждение исполнительный директор холдинга Rambler&Co Андрей Цыпер, который выделил два ключевых тренда медиапотребления.
«Люди находятся в постоянном стрессе и ищут ответы на свои вопросы, чтобы успокоиться — зачастую делают это неосознанно. Уже появился даже термин — инфоксикация», — заявил Цыпер. Он добавил, что пандемия COVID-19 стала триггером для такого поведения, сделав новостное потребление одной из важнейших повседневных активностей.
Второй тренд, по его словам, связан с трансформацией взаимодействия с цифровыми сервисами под влиянием искусственного интеллекта.
«Сегодня вместо того, чтобы вводить запрос в поисковике, можно задать вопрос GigaChat, YandexGPT или другой подобной модели. Она соберет информацию, составит сравнительную таблицу и подскажет, где можно купить нужную вещь дешевле», — пояснил Цыпер. Он подчеркнул, что аналогичная ситуация наблюдается и с новостями. «Хотя модели еще ошибаются, через некоторое время пользователи будут получать новостной контент именно таким образом», — заключил глава Rambler&Co.