Масштабы цифрового мошенничества в России достигли такого уровня, что борьба с ним требует не конкуренции, а полной кооперации всех игроков финансового рынка. Об этом на сессии ПМЭФ-2025 «Темная сторона финтеха» заявил генеральный директор АО «НСПК» Дмитрий Дубынин. По его словам, устойчивость системы невозможна без постоянного обмена данными и совместной работы участников рынка.
Узнайте больше в полной версии ➞«Это та самая история, когда нужно объединяться всему рынку. Здесь нет места для конкуренции между игроками», — подчеркнул он. Как отметил глава НСПК, работа по противодействию мошенническим схемам уже ведется в тесном сотрудничестве с банками, операторами и профильными ведомствами.
Многие банки уже внедрили антифрод-системы, способные распознавать подозрительные транзакции даже без участия клиента. Национальная система платежных карт, как инфраструктурный центр, видит значительный массив транзакций и помогает строить на их основе математические модели. На своей площадке НСПК создаёт централизованные сервисы, которыми могут пользоваться все участники.
В одной из схем социальной инженерии мошенники убеждали клиента установить вредоносное ПО и использовать банкомат.
«Мы обнаружили, что зараженный телефон чуть медленнее реагирует на банкомат. Это доли секунды, человек не заметит, но алгоритмы фиксируют. ВТБ обновил ПО на 7 тысячах банкоматов. За несколько месяцев мошенникам не удалось совершить ни одной операций с применением NFCGate на этих банкоматах», — рассказал Дубынин.
Подобные кейсы, по его словам, показывают, что рынок может противостоять мошенничеству только при полном обмене знаниями и опытом.
«Важно делиться опытом, чтобы все могли работать вместе сильнее, чем вчера», — резюмировал он.
В условиях растущей цифровой угрозы координация усилий банковского сектора, платёжных систем и госорганов становится необходимым условием для защиты граждан от новых волн мошенничества. И, как подчеркнули участники сессии, такая работа уже ведётся — системно, последовательно и с конкретными результатами.