В первом квартале текущего года в России выросла доля компаний, называющих ключевым ограничением для своей работы снижение спроса на товары и услуги. Об этом пишет Forbes со ссылкой на данные Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Если в конце 2024 года эту причину называли главной только 19 процентов компаний, то теперь — 38,4 процента, отметили в РСПП. В прошлом году спрос они больше оценивали как стабильный, в этом — как ухудшившийся.
Среди других причин, затрудняющих их работу, компании называют недоступность заемных средств и нехватку оборотных. Около трети из них жалуются на неплатежи от контрагентов.
При этом на внешние ограничения российский бизнес стал сетовать немного реже, пишет издание. Если в последнем квартале 2024-го об отрицательном влиянии западных санкций упоминали 14 процентов опрошенных, то теперь — 12,8 процента. Количество жалоб на валютную нестабильность также снизилось — с 21 процента до 17,4 процента.
По словам исполнительного директора «Опоры России» Андрея Шубина, трудности со сбытом наблюдаются на фоне сжавшегося из-за высокой ключевой ставки спроса. Особенно это заметно в сфере туризма, ресторанного бизнеса и торговли, указал он.
Ранее стало известно, что россияне стали реже покупать автомобили премиум-класса. По данным агентства «Автостат», реализация таких машин в первом квартале снизилась на девять процентов, до 115 единиц. Особенно заметное падение произошло в марте.