Экономика
13:05, 2 июня 2025

ВШЭ рассказала о развитии рынка электротранспорта в России

В России к 2030 году будет продаваться до 164 тысяч электромобилей
Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

Для расширения сегмента электромобилей в России потребуется комплекс мер поддержки, в том числе развитие зарядной инфраструктуры, стимулирование спроса через льготные программы, гибкое тарифное регулирование и локализация производства. Об этом сообщает издание РБК со ссылкой на исследование «Социально-экономическое обоснование внедрения электромобилей в коммерческих перевозках», подготовленное Институтом экономики транспорта и транспортной политики при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Узнайте больше в полной версии ➞

Как отмечается в докладе, в 2024 году рост продаж электромобилей в России в основном был обеспечен за счёт поставок из Китая, а также благодаря продукции Московского автомобильного завода «Москвич». За год было зарегистрировано около 60 тысяч новых электрокаров. В период с 2015 по 2024 годы общее число электромобилей в стране увеличилось на 225 процентов.

Согласно прогнозу экспертов ВШЭ, к 2030 году объем продаж электромобилей в России может достичь от 62 до 164 тысяч автомобилей в год. При этом отечественные производители планируют поставить на рынок только 54,2 тысячи единиц электрических и гибридных транспортных средств. Остальной объём, как предполагается, придётся компенсировать за счёт импорта — преимущественно из Китая.

По мнению авторов исследования, привлекательность электротранспорта объясняется меньшими затратами на топливо и обслуживание, а также возможностью получения налоговых и иных преференций для владельцев. Однако развитию рынка по-прежнему мешают определённые ограничения: ограниченный запас хода, высокая стоимость аккумуляторов и их ускоренный износ, существенные начальные расходы и растущие эксплуатационные затраты.

Одной из ключевых задач на ближайшие годы становится масштабное расширение зарядной инфраструктуры. Так, в Москве сегодня функционирует наибольшее количество зарядных станций среди всех российских регионов. В то же время по количеству электромобилей, приходящихся на одну станцию, лидирует Нижний Новгород.

В рамках стратегии развития инженерно-коммунальной инфраструктуры Москвы до 2030 года предполагается увеличение числа электромобилей в столице до 300 тысяч единиц. Для этого необходимо расширить сеть зарядных станций до 30 тысяч точек. Среди решений — запуск пилотного проекта по установке зарядных устройств переменного тока на базе трансформаторных подстанций, размещённых во дворах жилых домов.

Между тем в течение следующего десятилетия ряд государств намерен полностью перейти на экологически чистые виды транспорта. Однако в странах с преобладанием бензиновых и дизельных автомобилей процесс трансформации может затянуться. В таких случаях гибридные модели, сочетающие электрическую и традиционную силовую установки, могут стать временным компромиссным решением.

< Назад в рубрику