СберМаркетинг и компания по управлению цифровыми рисками BI.ZONE провели совместное исследование «Население и кибербезопасность». По его результатам были выделены особенности поведения и риски столкнуться с кибермошенниками у разных групп населения.
По данным BI.ZONE Brand Protection, с марта 2025 года более чем в 1,5 раза увеличилось количество фишинга — специалисты обнаружили и заблокировали более 350 тысяч фишинговых ресурсов.
Так, согласно результатам проведенного опроса, только 39 процентов опрошенных знают, как отличить мошеннический сайт от реального. Среди них 49 процентов мужчин и 29 процентов женщин, 48 процентов молодежи до 34 лет и 30 процентов людей 45-60 лет. В результате, шестеро россиян из десяти находятся в зоне риска по этому виду мошенничества, а в отдельных группах доля еще выше.
С телефонными мошенниками чаще имеют дело люди старшего возраста (86 процентов вместо 79 процентов в среднем), а с мошенническими онлайн-ресурсами — молодежь 18-24 лет (28 процентов вместо 21 процента). Последняя категория активнее использует социальные медиа и может столкнуться с мошенниками в мессенджерах. По данным BI.ZONE Brand Protection, с начала весны 2025 года обнаружено более 40 тысяч ресурсов, направленных на кражу учетных записей в Telegram.
Кроме того, по результатам опроса, 70 процентов респондентов получают рассылки от брендов, которым не давали согласие на обработку персональных данных и рассылку предложений. При этом выше всего доля получающих такие рассылки среди лиц в возрасте 25-34 лет (79 процентов). Паспортные данные чаще готовы предоставлять мужчины (12 процентов против семи процентов для населения в целом). Молодежь (18-24 лет) чаще других готова предоставить никнейм/аккаунт (44 процента против 28 процентов для населения России в целом), но реже почту (70 против 81 процента для населения России в целом).
«Мошенники воздействуют на каждую из категорий через разные каналы коммуникации. Граждане 18-34 лет больше подвержены риску в социальных медиа и мессенджерах, более взрослая аудитория — посредством телефонного мошенничества. При этом отличить нелегитимные ресурсы от реальных лучше удается более молодому поколению и мужчинам. Однако общий уровень знания по этому параметру все равно низкий. Мы рекомендуем брендам в случае обнаружения мошеннических действий оперативно информировать клиентов, а также предпринимать активные действия по блокировке нелегитимных страниц. Компаниям также необходимо проводить обучающие мероприятия со своими сотрудниками», — отметил директор по продуктам и технологиям BI.ZONE Муслим Меджлумов.
По словам заместителя генерального директора СберМаркетинга Татьяны Шульгиной, большинство россиян готовы передавать персональные данные в обмен на выгоду и лишь немногие способны отличить поддельный сайт от настоящего.
«Переломить ситуацию, на наш взгляд, поможет дальнейшее повышение киберграмотности граждан, в том числе при поддержке бизнеса. При наличии технических возможностей и ресурсов организации должны стремится к моментальному выявлению случаев возможного мошенничества в отношении клиентов и оповещать их об этом. Это особенно актуально для операторов связи, банков и IT-сектора», — подчеркнула она.