Число пользователей самиздат-площадок увеличилось за год на 37 процентов, а время, проведенное на этих ресурсах, - на 24 процента. К такому выводу пришли эксперты Yota, проанализировав обезличенные данные за первый квартал 2025 года и сравнив их с результатами аналогичного периода прошлого года.
Узнайте больше в полной версии ➞В целом количество пользователей онлайн-сервисов для чтения книг выросло за год на 10 процентов. Основную долю прироста обеспечили именно самиздат-площадки — на них пришлось 62 процента новых читателей, тогда как классические электронные библиотеки привлекли лишь 38 процентов, отмечают аналитики.
Онлайн-самиздат позволяет авторам публиковать свои произведения на платформе и продавать их читателям напрямую. Зачастую на таких площадках размещается жанровая литература: фантастика, фэнтези или романтическая проза.
Как отмечают аналитики, динамика потребления интернет-трафика также говорит в пользу сервисов для начинающих авторов – прирост составил 30 процентов. Трафик классических книжных платформ увеличился за тот же период лишь на два процента. Наиболее показательна статистика по времени, проведенному на ресурсах: у самиздат-площадок показатель вырос на 24 процента, у традиционных сервисов он на 6 процентов снизился.
По объему потребляемого трафика лидером среди книжных платформ остается «ЛитРес», за ним следует «Яндекс Книги». Третье, четвертое и пятое места заняли самиздат-площадки Author Today, Litgorod и Litnet.com. MyBook.ru, который ранее был в тройке лидеров, опустился на шестую строчку.
Наиболее активными пользователями самиздат-сервисов являются люди 36-45 лет — на них приходится 28 процентов трафика и 29 процентов всей аудитории таких платформ. Самый значительный рост в первом квартале показала возрастная категория 56+ — 67 процентов, объем потребляемого ими трафика вырос при этом на 60 процентов. Для сравнения, в сегменте классических книжных онлайн-сервисов эта возрастная группа за год выросла всего на 25 процентов по количеству пользователей и на 28 процентов по трафику.
Основной аудиторией традиционных онлайн-библиотек являются россияне 26-45 лет. На них приходится 60 процентов пользователей, они генерируют такую же долю трафика. Классические сервисы чаще выбирают женщины (52 процента), а самиздат-площадки предпочитают мужчины (также 52 процента).
Больше всего самиздат-сервисами пользуются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Челябинска и Краснодара. Традиционные онлайн-библиотеки наиболее популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, Новосибирске.