Из СИЗО №1 Екатеринбурга сбежали двое особо опасных преступников, обвиненных в терроризме. В 2024 году 24-летний Александр и 25-летний Иван пытались поджечь военкоматы, однако были задержаны и отправлены под арест. Дожидаться суда их отправили в СИЗО №1 — самый известный следственный изолятор Урала, где в советские времена приводили в исполнение смертные приговоры. Однако уже после приговора террористы каким-то образом смогли сбежать оттуда и скрылись в неизвестном направлении. Подробности о том, что известно о самом громком побеге 2025 года, — в материале «Ленты.ру».
Двое арестантов сбежали из СИЗО в Екатеринбурге
Первые сообщения о том, что двое арестантов сбежали из СИЗО №1 в Екатеринбурге, появились около 13:00 мск (15:00 по местному времени). По одной из версий, беглецы могли покинуть здание изолятора через крышу. В связи с побегом начались масштабные поисковые мероприятия, а правоохранительные органы города были приведены в состояние повышенной готовности.



По данным Ura.ru, территорию СИЗО №1 взяли под усиленную охрану, а доступ на объект был ограничен. Арестантов перестали вывозить в суды, а их адвокатам стали отказывать во встречах с доверителями. Юристы опасаются, что в связи с ЧП заключенные могут быть этапированы в другие изоляторы на неопределенный срок.
Беглецы дожидались этапирования на зону
Беглые арестанты — 24-летний Александр и 25-летний Иван, которые находились под арестом с 2024 года за попытку поджога военкоматов в Кировском и Октябрьском районах Екатеринбурга. Заказчики обещали заплатить злоумышленникам 40 тысяч рублей, но обоих задержали в тот момент, когда они пришли к одному из зданий с пятилитровой канистрой бензина.

Фото: Михаил Голенков / РИА Новости
Задержанным вменили попытку совершения теракта, а также публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма. В октябре 2024 года Центральный окружной военный суд приговорил Александра к 7 годам, а Ивана — к 9,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Таким образом, в последние месяцы оба арестанта дожидались этапирования на зону. Известно, что они внесены в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга. Ориентировки на беглецов переданы во все городские отделения полиции Екатеринбурга.
Побег террористов — четвертый в истории изолятора
Нынешний побег из СИЗО №1 — четвертый за всю историю изолятора. Первый подобный случай там произошел в середине 1990-х годов.
Июнь 1994 года. Заложники и штурм
Четыре члена группировки Алексея Трифонова захватили в комнате для свиданий 30 заложников и потребовали освобождения из-под стражи. При штурме одному из захватчиков удалось сбежать, однако его поймали в тот же день.
Июль 2003 года. Побег на драйве
Обвиненного в разбое гражданина Грузии Джамбулада Сурмаву везли в СИЗО со следственного эксперимента. Около ворот изолятора с милицейской машиной поравнялась темно-вишневая «девятка», из которой выскочили трое крепких мужчин — они напали на водителя и через окно вытащили товарища. Беглеца задержали 5 марта 2004 года при попытке пересечь границу с Азербайджаном — позже он получил 13 лет колонии строгого режима.
Ноябрь 2020 года. Ловушка для медсестры
20-летний Константин Шалдин, арестованный за разбой, познакомился в СИЗО с медсестрой — старшим лейтенантом внутренней службы. При посещении санчасти он напал на женщину и связал ее, а сам надел камуфлированные штаны и бушлат с капитанскими погонами, которые нашел в кабинете, и спокойно покинул изолятор через КПП. Его задержали сутки спустя.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Член СПЧ назвала легендарным СИЗО №1
Как рассказала в беседе с «Лентой.ру» член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Ева Меркачева, СИЗО №1 в Екатеринбурге — это легендарный следственный изолятор, старейшее пенитенциарное учреждение на Среднем Урале, которому минувшим летом исполнилось 197 лет. Строительство Екатеринбургского централа завершили в 1828 году.
В советские времена там приводили в исполнение смертные приговоры. Подвал, где это происходило, в СИЗО сохранился до сих пор. По словам Евы Меркачевой, она проверяла изолятор несколько лет назад вместе с правозащитником Андреем Бабушкиным. Они обратили внимание, что одни камеры там были отремонтированы, но другим срочно требовался ремонт.
Поскольку здание СИЗО №1 само по себе старое, конечно, там были проблемы с коммуникациями, которые, гипотетически, можно было использовать для побега. Такие случаи уже были: к примеру, заключенные рыли лаз и попадали в места, где шли трубы

Здание СИЗО №1 на улице Репина в Екатеринбурге
Фото: сервис «Яндекс.Карты»
В свою очередь, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области Николай Александров отметил в беседе с «Лентой.ру», что екатеринбургский СИЗО №1 — один из крупнейших в регионе, при этом условия содержания там «достаточно удовлетворительные».
Сбежать из такого учреждения проблематично. Там нет свободного перемещения — мы всегда видели пустые коридоры
Причиной побега могли стать халатность или коррупция
Сбежать из любого СИЗО достаточно сложно, отмечает Ева Меркачева. Поэтому причины, из-за которых удался побег, могут быть разными. Один из возможных вариантов — преступная халатность сотрудников, где-то оставивших ключи. Однако система безопасности в СИЗО подразумевает многоуровневую защиту — на каком-то этапе беглецов бы обязательно задержали.
Конечно, возможна и коррупционная составляющая: заключенных за руки, якобы в рамках каких-то мероприятий, просто могли провести до КПП. Но тут, конечно, к тем, кто это сделал, сразу возникают вопросы

Обстановка возле СИЗО №1 в Екатеринбурге
По мнению правозащитницы, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России хранит молчание по поводу событий в Екатеринбурге, поскольку для сотрудников службы «побег страшнее смерти заключенного». Начальники СИЗО в случае побега впадают в очень нервное состояние, поскольку на кону сразу оказывается их карьера.
За побеги наказывают сильно — летят головы. Такая установка была и есть
Уже известно, что на сотрудников СИЗО №1 завели уголовное дело по статье 293 («Халатность») УК РФ. Поскольку пока побег террористов не привел к тяжким последствиям, максимальная ответственность по этой статье не превысит года исправительных работ.
Что касается самих беглецов, то им по статье 313 («Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи») УК РФ может грозить до пяти лет колонии каждому в дополнение к основному сроку.