В прошедшие выходные, 21-22 декабря, в Майами (штат Флорида) прошел очередной раунд неформальных российско-американских переговоров. Урегулирование конфликта на Украине обсудили специальный представитель президента России Кирилл Дмитриев, специальный посланник президента США Стивен Уиткофф и зять Дональда Трампа Джаред Кушнер. Встречи состоялись сразу после консультаций США, Украины и Европейского союза (ЕС), где обсуждались параметры возможного мирного соглашения. На этом фоне даже в европейских столицах, ранее считавшихся противниками прямого диалога с Россией, заговорили о его необходимости. О том, как прошли переговоры, как их оценивают в России и США и какие сценарии обсуждаются дальше, — в разборе «Ленты.ру».
Кирилл Дмитриев прибыл в Майами в субботу, 20 декабря. Практически сразу после прилета он отправился в гольф-клуб, где в течение двух дней проходили его встречи со Стивеном Уиткоффом и Джаредом Кушнером.
По итогам первого дня переговоров он сообщил, что обсуждение продвигается конструктивно.
Помимо украинской тематики, затрагивались и вопросы российско-американского взаимодействия в Арктике. Кирилл Дмитриев отметил, что стороны готовы к сотрудничеству в регионе, однако конкретные проекты раскрывать не стал.
Вечером 21 декабря Кирилл Дмитриев вылетел в Москву. Подробных комментариев по итогам встреч он не давал. Стивен Уиткофф также ограничился общими формулировками, заявив, что переговоры были продуктивными.
В Кремле ключевой задачей поездки Кирилла Дмитриева в США назвали получение информации о результатах консультаций американской стороны с Украиной и европейскими союзниками. Именно эти наработки спецпредставитель должен доложить президенту России Владимиру Путину.
При этом помощник президента Юрий Ушаков заявил, что большинство предложений, выработанных в ходе консультаций США, Украины и ЕС, российская сторона считает неконструктивными. По его словам, Россия намерена придерживаться параметров, ранее обсуждавшихся с американской стороной.
Накануне переговоров Владимир Путин отмечал, что администрация Дональда Трампа предпринимает серьезные усилия для урегулирования конфликта, предлагая «непростые, но предметные» варианты компромиссов.
Непосредственно перед переговорами американская сторона провела серию консультаций с делегациями Украины и стран Европейского союза. Встречи продолжались несколько дней и были посвящены подготовке рамочных документов по возможному урегулированию.
По словам Стивена Уиткоффа, в ходе обсуждений рассматривались:
Итоги этих встреч он охарактеризовал как позитивные. Глава украинской делегации, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Рустем Умеров, в свою очередь, подтвердил договоренность о продолжении консультаций.
На фоне этих обсуждений президент Украины Владимир Зеленский назвал наиболее чувствительные темы переговоров: территориальный вопрос, статус Запорожской АЭС и источники финансирования послевоенного восстановления.
При этом он допустил возможность отвода Вооруженных сил Украины (ВСУ) из Донбасса — при условии, что аналогичные шаги предпримет и российская сторона. Он также отметил, что подобные решения могут обсуждаться лишь в рамках будущих договоренностей.
По словам Стивена Уиткоффа, в последних раундах переговоров по Украине участвовали и ключевые советники по национальной безопасности европейских стран. При этом конкретные страны и персональный состав делегаций названы не были.
Параллельно европейские политики продолжили публично комментировать происходящее. Премьер-министр Польши Дональд Туск еще накануне встреч заявил, что США рассматривают территориальные уступки со стороны Украины как условие предоставления гарантий безопасности.
Более осторожную позицию занял президент Франции Эммануэль Макрон, допустивший возобновление прямого диалога между Россией и Европейским союзом. По его словам, такой шаг отвечает интересам самого ЕС.
Позднее представители его команды назвали реакцию России на эту инициативу позитивной. «В ближайшие дни мы определимся с оптимальным форматом переговоров», — сообщили в Елисейском дворце.
На этом фоне Европейскому союзу удалось согласовать выделение Украине нового кредита на сумму 90 миллиардов евро. В то же время договориться об использовании замороженных российских активов европейские лидеры так и не смогли.
После переговоров в Майами Кирилл Дмитриев дал понять, что следующий раунд контактов с американской стороной может состояться в Москве. Об этом он написал в соцсети X, сопроводив публикацию фотографией в футболке с надписью Next time in Moscow (с англ. — «Следующий раз в Москве»).
На Украине, в свою очередь, заявили о поддержке инициативы США провести трехстороннюю встречу с участием представителей России, Украины и Соединенных Штатов. Президент Владимир Зеленский отметил, что Украина готова к такому формату, если его результатом станет подготовка саммита лидеров или новые обмены пленными.
Однако помощник президента России Юрий Ушаков подчеркнул, что подобная встреча сейчас не прорабатывается: «Пока никто серьезно об этой инициативе не говорил, и она не находится в проработке, насколько я знаю».
В Кремле также заявили, что в ближайшее время не ожидают нового телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа. При этом, как отметил Дмитрий Песков, при необходимости такой контакт может быть организован оперативно.
Встречу Кирилла Дмитриева, Стивена Уиткоффа и Джареда Кушнера в Майами можно рассматривать как очередной рабочий этап в процессе урегулирования, считает американист и политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский.
По его словам, переговоры носили скорее технический характер, однако именно такие контакты нередко оказываются более значимыми, чем публичные саммиты.
За формулировками о «конструктивности», по мнению эксперта, могут скрываться действительно содержательные договоренности. Формат челночной дипломатии на текущем этапе, отмечает он, оказывается эффективнее классических каналов по линии Государственного департамента США и Министерства иностранных дел России — он быстрее и менее формализован.
При этом Павел Дубравский подчеркивает, что подобных встреч будет еще немало: проработка каждого чувствительного вопроса потребует отдельных раундов переговоров.