В конце августа 2025 года правительство Украины разрешило мужчинам младше 23 лет беспрепятственно пересекать государственную границу. На фоне разговоров о снижении возраста мобилизации до 18 лет это привело к очередной волне эмиграции. Однако новым беженцам в Европе уже не рады: сразу в нескольких странах Евросоюза (ЕС) политики призывают отменить льготы для украинских мигрантов, а в Польше даже предложили депортировать их на родину. Почему положение украинских беженцев в ЕС осложнилось, какие меры предлагают европейские лидеры для преодоления очередного миграционного кризиса и к чему это может привести — разбиралась «Лента.ру».
После начала конфликта на Украине в европейские страны прибыли миллионы украинских беженцев.
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, наибольшее число выходцев с Украины прибыло с 2022 года в Германию (1,4 миллиона), Польшу (1 миллион), Чехию (400 тысяч), Великобританию (250 тысяч) и Испанию (235 тысяч).
При этом в некоторых странах украинские беженцы составили очень высокую долю населения. Например, в небольшой Чехии это почти 5 процентов от числа всех граждан республики.
Кроме того, после открытия границ для украинцев 18-22 лет количество запросов о предоставлении статуса беженца в европейских странах в разы увеличилось. Например, в Германии фиксируют десятикратный рост числа заявлений, но при этом реальный наплыв мигрантов вырос в 70-100 раз по сравнению с летом.
В этих условиях в Евросоюзе продолжают действовать меры временной защиты украинских беженцев, которые были приняты еще в марте 2022 года и продлеваются ежегодно.
Официально власти стран ЕС подчеркивают: интеграция украинских беженцев проходит успешно. Например, в Чехии, как утверждается, многие украинцы начали новую жизнь, работают и платят налоги, которые покрывают все предоставляемые им социальные пособия.
«Большинство трудоспособных иммигрантов нашли работу, живут в обычных съемных квартирах, а их дети ходят в школу», — описывает положение украинцев «Радио Прага», но все равно добавляет, что многие мигранты вынуждены заниматься менее квалифицированным трудом. При этом, согласно официальным данным, меньше половины беженцев смогли трудоустроиться в Чехии.
С другой стороны, в последнее время украинские мигранты все чаще становятся жертвами преступлений.
Особое внимание привлек случай с 17-летним украинцем Вадимом Давиденко, который был убит в Дублине в октябре. Молодого человека жестоко зарезал ровесник из Сомали, его сосед в государственном центре для несовершеннолетних беженцев.
Другой случай произошел в том же месяце в Польше. Во Вроцлаве группа подростков избила украинца, побрила его налысо и нарисовала на лице нацистскую символику. «Все происходящее было записано на видео, чтобы опозорить жертву», — писало RMF24.
Впрочем, впоследствии оказалось, что и напавшими на мигранта были выходцы с Украины.
В целом все больше украинских мигрантов чувствуют, что отношение к ним меняется.
В Германии правящая коалиция уже договорилась о сокращении и даже отмене базового социального пособия по безработице (Bürgergeld) для тех украинцев, кто не посещает центры занятости и не готов получить работу в стране.
Данное решение правительства поддерживают в немецком обществе. Две трети участников опросов считают, что украинцы не должны получать подобные пособия. Почти столько же немцев полагают, что беженцам необходимо возвращаться на родину.
Вместе с тем в стране раздаются призывы к более радикальным мерам. Так, премьер-министр Баварии и лидер Христианско-социального союза Маркус Зедер заявлял о необходимости ограничить въезд молодых украинских мужчин — причем не только в своем регионе и Германии, но и на уровне ЕС.
Представители польского руководства заявляют, что страна больше не готова принимать беженцев. «Мы уже на пределе. Больше мы не можем принимать», — утверждал глава бюро по международной политике в администрации президента страны Марчин Пшидач, добавляя, что в Польше опасаются создания украинских гетто в регионах страны.
О принудительном возвращении украинцев на родину высказывался и бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер. Он назвал молодых украинских беженцев «оружием», которое польские власти могут подарить Вооруженным силам Украины.
Вместе с тем власти страны применяют и реальные меры. С октября доступ украинцев к бесплатным медицинским услугам существенно ограничили, а в центрах коллективного размещения разрешили проживать лишь наиболее уязвимым группам беженцев. Одновременно ужесточается контроль за денежными переводами мигрантов, чтобы они не смогли скрыть свой реальный доход.
Помощь украинским беженцам стала одной из важных тем парламентских выборов в Чехии, которые прошли в начале октября.
Лидер оппозиционной партии ANO (Akce nespokojených občanů, «Акция недовольных граждан»), бывший премьер-министр страны Андрей Бабиш указывал, что действующее правительство Петра Фиалы «больше заботится об Украине и украинцах, чем о самих чехах». Действительно, в августе чешские власти увеличили размер гуманитарных пособий для беженцев, чей доход не превышает прожиточного минимума.
Сокращать пособия и льготы для украинцев предлагают в Латвии. Власти страны намерены прекратить выплату одноразового пособия для начала работы, бесплатный проезд в общественном транспорте и доступ к медицинским услугам.
В столице Австрии Вене до конца года обещают закрыть последний центр приема украинских беженцев. Власти города признали, что у них нет больше возможности предоставлять украинцам жилье.
В Швейцарии заявили о прекращении приема беженцев с Западной Украины. Власти готовы даже депортировать тех, кто уже получил статус защиты, поскольку, по их мнению, регионы Украины стали более безопасными.
Наконец, переосмысляется поддержка украинцев и на уровне Евросоюза. О планах завершить программы для украинских беженцев в ЕС уже в 2027 году анонсировали на Украине, где призвали готовиться к возвращению наиболее уязвимой части мигрантов.
Украинские беженцы уже действительно воспринимаются во многих странах ЕС большой проблемой, отметил в беседе с «Лентой.ру» директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Хотя мигранты могут жить на территории Евросоюза уже несколько лет, они до сих пор не обладают видом на жительства и паспортами европейских стран.
Тем не менее, по словам политолога, в Евросоюзе пока лишь откладывают решение, продлевая пребывание украинцев в качестве беженцев. Но в какой-то момент им придется менять политику. «Рано или поздно они, наверное, потеряют статус беженца, и тогда им нужно будет оформлять документы, а ведь это миллионы людей», — указал Бондаренко.
Кроме того, даже если украинские беженцы сохранят свой статус, различные страны ЕС будут вынуждены отказываться от социальных пособий для них. Сейчас это становится очень большой нагрузкой на их бюджет, добавил эксперт.
Впрочем, пока непонятно, приведет ли отмена льгот для украинских беженцев к их реальному возвращению домой. «Сейчас все возможно», — заключил Олег Бондаренко.