Бои за Красноармейск (украинское название Покровск), расположенный на западе Донецкой народной республики (ДНР), вступили в решающую фазу. По данным украинских источников, российские подразделения закрепились в промзоне и постепенно усиливают группировку в городе. Вооруженные силы Украины (ВСУ), стремясь сохранить контроль, перебрасывают туда спецподразделения и бронетехнику. Важность Красноармейска определяется не только его промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой, но и стратегическим положением: взятие города армией России может изменить ход боевых действий в регионе. Почему Красноармейск стал ключевой точкой противостояния и чем грозит обернуться для ВСУ его потеря — разбиралась «Лента.ру».
Бои в районе Красноармейска и соседнего Мирнограда, образующих единую агломерацию, начались осенью прошлого года — вскоре после взятия Селидово и Новогродовки, однако плотно охватить город с трех сторон российские подразделения смогли только к концу лета 2025-го.
С сентября, по данным украинских источников, в южную часть города начали проникать российские разведгруппы, а затем линейные подразделения.
Предполагается, что они продвигались небольшими отрядами по три-четыре человека, чтобы избежать ударов беспилотников, и постепенно закреплялись, накапливая силы.
В настоящее время основные бои идут в районе промышленной зоны и железнодорожного вокзала. Потеря этих участков может сделать для ВСУ оборону города практически невозможной.
Вооруженные силы Украины периодически предпринимают контратаки на позиции российских сил в Красноармейске, в том числе с использованием бронетехники. За последние сутки таких попыток было не менее трех.
Как пишет украинский журналист Андрей Цаплиенко, командование ВСУ перебросило под Красноармейск подразделения спецназа Главного управления разведки (ГУР), которые считаются элитными. Им поручено выбить из города российских военных, закрепившихся в промзоне.
26 октября президент России Владимир Путин посетил один из пунктов управления в зоне боевых действий и заслушал доклад начальника Генерального штаба Валерия Герасимова о ситуации в Красноармейске.
По его словам, город находится в тактическом окружении, внутри него блокирован 31 батальон Вооруженных сил Украины.
На Украине утверждают, что информация об окружении не соответствует действительности.
28 октября президент Украины Владимир Зеленский признал, что ситуация под Красноармейском остается тяжелой, но город продолжает удерживаться.
Красноармейск — один из крупнейших центров угольной промышленности Украины. До начала боевых действий здесь добывалось более 1,9 миллиона тонн коксующегося угля, необходимого для работы металлургических предприятий ArcelorMittal в Кривом Роге.
До 2022 года в агломерации проживало около 400 тысяч человек. Помимо угольной отрасли, в городе развиты машиностроение и производство огнеупорных материалов. В его окрестностях находятся также залежи редкоземельных металлов.
Красноармейск и Мирноград — единственная крупная агломерация на западе ДНР.
Потеря города откроет российским подразделениям путь к установлению контроля над всем регионом, оставив на западе Донбасса лишь небольшие города и поселки.
Как отметил в беседе с «Лентой.ру» военный аналитик, сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев, падение Красноармейска для Вооруженных сил Украины может стать событием, сопоставимым с потерей Авдеевки или Угледара в прошлом году.
«Закрепиться в этом районе за каким-то другим городом практически нереально. Формально за этой агломерацией начинается линия полевых укреплений, но насколько они готовы и есть ли у украинцев резервы, чтобы их занять — большой вопрос», — пояснил эксперт.
Он также отметил, что оборонительная тактика Вооруженных сил Украины в городах с самого начала вызывала сомнения, тогда как российские подразделения за последние два года научилась методично «взламывать» такие укрепленные районы, изматывая окруженные гарнизоны.
«Тактика известная: охватить город с трех сторон, установить контроль над коммуникациями и постепенно истощать силы противника. А перед непосредственным штурмом — скрытно вводить пехоту, действующую автономно и малыми группами», — добавил Сергей Полетаев.