После анонсированной президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом новой встречи по мирному урегулированию дипломатия вновь оказалась на паузе. Трамп заявил, что отменил саммит в Будапеште, а дальнейшие переговоры переносятся на неопределенный срок. По данным западных СМИ, причина — отказ России идти на уступки по вопросу Донбасса. Этим воспользовались Украина и Европейский союз (ЕС), которые теперь пытаются убедить американскую сторону, что Россия не заинтересована в реальных переговорах. Одновременно США объявили о введении новых антироссийских санкций. Также появились сообщения, что Вашингтон фактически снял ограничения на использование Украиной дальнобойных ракет для ударов по территории России. Какое решение по переговорам в итоге примет Дональд Трамп, что это значит для мирного процесса и как изменилась позиция сторон — разбиралась «Лента.ру».
В среду, 22 октября, стало известно о введении США новых ограничительных мер в отношении России. Министр финансов Скотт Бессент заявил о значительном усилении санкционного давления. По его словам, США решили перейти к санкциям, так как считают, что Россия «недостаточно честно» подходит к переговорам по Украине.
По данным издания The Wall Street Journal, эти меры были приняты еще до встречи Дональда Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским. После этого ВСУ активизировали атаки с применением британских ракет Storm Shadow, пишет издание.
При этом сам Дональд Трамп опроверг материал The Wall Street Journal.
16 октября Владимир Путин и Дональд Трамп провели телефонный разговор, после которого объявили о намерении встретиться лично и обсудить пути урегулирования конфликта на Украине. Местом переговоров была выбрана столица Венгрии — Будапешт.
Однако уже 21 октября стало известно, что их встреча отложена. Как сообщал CNN, у дипломатов возникли «разные ожидания относительно возможного прекращения» конфликта.
В тот же день несколько американских изданий сообщили, что и саммит Трампа и Путина также откладывается на неопределенный срок.
В России же утверждают, что любому миру должна предшествовать демилитаризация и вывод Вооруженных сил Украины (ВСУ) с территорий Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
Позднее сам Трамп подтвердил, что примет решение о переговорах в течение ближайших двух дней. «Я не хочу проводить напрасную встречу. Я не хочу тратить время впустую, так что посмотрим, что произойдет», — сказал он.
22 октября глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, участвующий в переговорах с США с начала года, заявил, что независимо от решения по саммиту в Будапеште, подготовка к российско-американским переговорам продолжается «на разных уровнях».
Похожее заявление сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он подтвердил, что конкретные сроки проведения встречи пока не определены, но российская сторона «не планирует затягивать».
Позиция России остается неизменной с лета прошлого года, когда Владимир Путин потребовал от Украины признания российской юрисдикции над четырьмя регионами (ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), отказа от вступления в НАТО и гарантий защиты прав русскоязычного населения. Однако, по сообщениям западных и российских СМИ, после встречи Путина и Трампа территориальные требования были скорректированы — теперь речь идет о заморозке боевых действий по линии фронта в Запорожской и Херсонской областях и полной передаче под контроль ДНР и ЛНР.
Как пишет Reuters, Россия направила США неофициальный документ с изложением условий для заключения мира с Украиной.
Эти требования 22 октября косвенно подтвердил Дмитрий Песков, заявив, что позиция России «хорошо известна на Западе».
Украина до последнего добивалась согласия США на передачу крылатых ракет Tomahawk, однако Трамп отказался от поставок.
«По словам двух американских чиновников, Трамп сказал Зеленскому, что Украина не должна рассчитывать на скорую поставку дальнобойных ракет Tomahawk», — отмечает The Wall Street Journal.
При этом президент Украины Владимир Зеленский заявил, что любые переговоры с Россией возможны только при заморозке линии фронта, а территориальные уступки исключены.
Позднее стало известно, что Украина совместно с Европейским союзом (ЕС) разрабатывает собственный мирный план из 12 пунктов.
По данным Bloomberg, он включает:
Таким образом, в обновленную позицию Украины и ее союзников вошли три ключевых пункта: переговоры об управлении новыми регионами России, частичное размораживание российских активов в обмен на участие в восстановлении Украины и создание под руководством Дональда Трампа совета по контролю за выполнением мирного соглашения.
При этом европейские страны подтвердили, что не признают изменение границ Украины и в случае возобновления конфликта вновь заморозят российские активы, направив доходы от них на поддержку Украины.
И Россия, и США заинтересованы, чтобы второй саммит Путина и Трампа прошел результативно, отметил в беседе с «Лентой.ру» заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Однако, по его словам, между сторонами сохраняются серьезные разногласия.
Эксперт подчеркнул, что США оказывают давление на обе стороны, стремясь сблизить позиции России и Украины. По его словам, разговоры о переносе сроков саммита и другие информационные вбросы — это элемент давления и часть «искусства сделки» Трампа.
При этом, отметил Суслов, США не предпринимают действительно жестких шагов против России.
Однако давление Трампа на Украину и Европейский союз, считает эксперт, все еще недостаточно, чтобы изменить их позицию. Европейские страны продолжают играть деструктивную роль в мирном процессе и продвигать собственный план, неприемлемый для России. «Подготовка европейско-украинского плана нацелена на срыв или хотя бы осложнение переговоров между Россией и США», — заключил Суслов, напомнив, что аналогичная ситуация уже возникала после саммита на Аляске.
В результате пока Россия и США не придут к согласию по ключевым условиям урегулирования, новый саммит Путина и Трампа, скорее всего, не состоится, отметил эксперт.
Однако, по его словам, преодоление разногласий может стать не только шагом к встрече, но и реальным прорывом на пути к миру.