Расизм десятилетиями называли одной из главных социальных проблем Соединенных Штатов. Несмотря на то что власти страны предпринимали меры для снижения экономического неравенства между расовыми группами, активисты все чаще говорят о дискриминации по цвету кожи и даже о так называемом структурном расизме, который якобы разделяют все белые американцы с рождения. В то же время сторонники президента-республиканца Дональда Трампа настаивают, что проблема политизирована, и указывают на появление нового типа расизма — уже в отношении белого большинства. В чем заключается проблема расизма в США, кто считается уязвимой группой сегодня и какие шаги предпринимает команда Дональда Трампа, — в материале «Ленты.ру» в рамках цикла о проблемах США.
Соединенные Штаты — страна с очень значительным расовым разнообразием. «Типичные» белые американцы, протестанты-англосаксы (англ. White Anglo-Saxon Protestants, WASP), сейчас составляют лишь относительное большинство населения, а белые в целом — чуть более 60 процентов. Еще в 1940 году их было около 90 процентов.
Среди других крупных групп выделяют американцев африканского и азиатского происхождения и латиноамериканцев, которых тоже не относят к белым. Разнообразие особенно заметно, если сопоставить его с возрастной и географической структурой.
В некоторых штатах, например, Калифорнии, Техасе или Джорджии, белые уже не составляют абсолютного большинства. Еще показательнее данные по городам: только в 4 из 20 крупнейших городов белые доминируют численно, но их доля не превышает 50-60 процентов.
Подобное многообразие связано с историей страны: Соединенные Штаты изначально были местом притяжения для людей со всего мира, ищущих «землю обетованную».
С XVII века в США завозили рабов из Африки. На момент отмены рабства в стране, по подсчетам, было около четырех миллионов африканцев, чья стоимость оценивалась в три миллиарда долларов — больше, чем все тогдашние инвестиции в фабрики и железные дороги.
Отмена рабства при президенте Аврааме Линкольне не ликвидировала дискриминацию. Еще 100 лет спустя в южных штатах сохранялась сегрегация в транспорте, школах и ресторанах.
В «закатных городах» вывешивались таблички с требованием, чтобы афроамериканцы покидали населенный пункт после заката.
Дискриминация касалась не только чернокожих. В начале XX века в Калифорнии запрещались браки между белыми и «монголами» — так называли японских иммигрантов. Японских детей переводили в отдельные школы.
Кульминация дискриминации пришлась на Вторую мировую войну. Американцев японского происхождения подозревали в шпионаже: более 120 тысяч человек переселили в «военные центры перемещения» (фактически концлагеря).
Открытые формы дискриминации в США удалось искоренить. Представители меньшинств делают карьеру, а избиения или оскорбления по цвету кожи считаются неприемлемыми и морально, и юридически.
Закон о гражданских правах 1964 года объявил расизм вне закона.
Тем не менее в 2000 году Human Rights Watch признала наличие скрытых форм расовой дискриминации:
Чернокожие чаще сталкиваются с полицией, в тюрьмах оказываются в три раза чаще, чем белые. Проблема характерна и для других расовых групп: индейцев и латиноамериканцев.
Согласно статистике Федерального бюро расследований (ФБР), в 2020 году арестовали 3,77 миллиона белых и 1,4 миллиона чернокожих. При этом уровень преступности был одинаковым.
Между белыми и чернокожими сохраняется также разрыв в доходах. Средняя белая семья богаче средней чернокожей примерно в 10 раз. Белые выпускники колледжей зарабатывают в среднем в семь раз больше, чем афроамериканцы с тем же образованием.
Около 40 процентов всех бездомных в США — афроамериканцы. Среди бездомных семей с детьми каждая вторая — чернокожая.
Юлия Богуславская, старший преподаватель кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), отмечает: американцы воспринимают это как важную проблему, хотя реальность куда сложнее.
Идеи структурного расизма породили в США критику белого большинства. Сторонники критической расовой теории считают, что культура белых сама по себе угнетает меньшинства, так как выросла из эпохи рабства во времена колониализма, а теперь поддерживается на системном уровне.
Белых школьников и студентов учат, что они — расисты с рождения, поскольку с детства они воспитывались на расовых установках белого окружения.
Движение Black Lives Matter (BLM) возникло в середине 2010-х годов как ответ на жестокие действия полиции.
Массовый характер оно приобрело в 2014 году после гибели афроамериканца Эрика Гарнера, подозреваемого в незаконной торговле и оказавшего сопротивление при задержании. Полицейский применил против него удушающий прием, в результате которого Гарнер скончался.
В 2020 году после смерти Джорджа Флойда протесты охватили всю страну: было организовано более 4,7 тысячи акций, в которых участвовали 26 миллионов человек. При этом впоследствии оказалось, что задержанный находился в состоянии наркотического опьянения и именно это привело к его кончине. Однако в произошедшем обвинили исключительно полицейских и их «расистские установки».
Движение BLM породило новую дискриминацию — теперь в отношении белых. Чернокожие студенты требуют отдельные общежития и библиотеки.
В 2017 году менеджеры YouTube требовали не нанимать на работу белых и азиатских американцев, чтобы повысить расовое разнообразие.
Демократическая партия подчеркивает недопустимость дискриминации. Президент США Барак Обама приветствовал борьбу с расизмом, но заявлял о равенстве всех граждан страны. «Когда люди говорят, что жизни чернокожих важны, это вовсе не значит, что жизни других людей не важны. Напротив, важна жизнь каждого», — говорил он.
Похожую политику проводил президент Джо Байден, который встал на сторону движения BLM, называя белый расизм главной террористической угрозой для США.
Для Республиканской партии вопросы расовой дискриминации традиционно не были приоритетными. Они рассматривали население США как единое целое, где не стоит выделять уязвимые сообщества. Сторонники партии, например, куда более критично относились к движению BLM.
Антирасистов резко критиковал президент США Дональд Трамп еще во время первого президентского срока. Он называл их идеи новой дискриминацией, которая, по его словам, вредит всем, включая самих чернокожих.
Хотя консервативные афроамериканцы стали для Трампа важной частью электората, он не выделял их как особую группу. Его программа была направлена на повышение уровня жизни всех американцев, хотя он часто подчеркивал свои достижения именно в решении проблем чернокожих. «Я сделал для чернокожего сообщества больше, чем любой другой президент, за исключением, пожалуй, Авраама Линкольна», — говорил он.
Любопытно, что гораздо большее внимание Трамп уделял проблеме расизма в Южной Африке, где дискриминации подвергается белое население — буры. Он, например, облегчил их иммиграцию в США, назвав их беженцами, спасающимися от «спонсируемой государством дискриминации, включая конфискацию собственности».
Трамп также критиковал власти ЮАР, отказывался посещать страну для участия в саммите G20 и даже заморозил финансовую помощь. «Южная Африка конфискует землю и очень плохо обращается с определенными классами людей (...). Массовое нарушение прав человека как минимум происходит у всех на виду», — говорил он.
Администрация Дональда Трампа уже начала предпринимать шаги, связанные с проблемой расизма, отметила в беседе с «Лентой.ру» Юлия Богуславская. Однако ее подход заметно отличается от прежнего курса: новый президент сворачивает особую поддержку расовых меньшинств — афроамериканцев, латиноамериканцев и американцев азиатского происхождения.
Эти действия связаны с более широким курсом на пересмотр концепции DEI (Diversity, Equity and Inclusion — «разнообразие, равенство и инклюзия»), которая касается разных уязвимых групп. Отмена программ в этой сфере уже идет на разных уровнях, подчеркнула эксперт.
В этих условиях афроамериканцев перестают выделять среди других граждан. Социальные программы для них могут быть урезаны, а на рынке труда снижено преимущество: интерес работодателей к чернокожим станет значительно меньше.
Кроме того, от новой администрации не стоит ждать поддержки критической расовой теории. Трамп не намерен извиняться перед афроамериканцами или коренным населением за прошлые несправедливости. «Для него это форма антиамериканизма, направленная на дискредитацию государства», — заключила Богуславская.
При этом новый подход к проблеме расизма отражает более широкие тенденции в американском обществе: поворот к консерватизму, отметила эксперт.