Принятые Госдумой во втором чтении поправки о наказании для граждан за поиск в интернете заведомо экстремистских материалов активно обсуждают в среде депутатского корпуса, медиабизнесменов и представителей гражданского общества. По их мнению, дополнение Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) статьей 13.53, вводящей штрафы за доступ к запрещенным материалам, как и внесение изменений в статью 14.3 КоАП РФ, в которой может появиться пункт о штрафе за рекламу VPN-сервисов, необходимо пересмотреть. «Лента.ру» разбиралась в том, чем именно оказались недовольны россияне.
Депутат Александр Тетердинко, который представлял поправки на заседании Госдумы, отметил, что речь в них идет именно об умышленном поиске экстремистских материалов. По его словам, найти их случайно в русскоязычном сегменте интернета сейчас нельзя.
«Вы, конечно, можете найти их случайно на каких-то иностранных ресурсах или путем использования VPN-сервисов. Конечно, вы случайно можете набрести в сети Интернет на такой материал. Но законопроект устанавливает административную ответственность за целенаправленный поиск таких материалов — и не просто поиск, но и получение доступа», -- заявил Тетердинко.
«VPN не запрещен, Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), экс-Twitter и прочими запрещенными ресурсами пользоваться можно, мониторинг поисковых запросов и проверка браузеров без суда и следствия исключены, штрафы предполагаются за поиск и доступ примерно 5,5 тысячи экстремистских материалов», — отметил депутат, глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский.
Он добавил, что никакой ответственности также не предусмотрено за просмотр и поиска контента иноагентов и материалов, которые созданы экстремистскими организациями, но не внесены в перечень Минюста.
Боярский объяснил, что законопроект создан для узкого круга лиц, которые уже по сути на карандаше у правоохранителей, — тех, кто намеренно ищет экстремистский запрещенный контент. Депутат заверил, что за случайный просмотр экстремистского контента наказание не предусмотрено. Чтобы человека могли оштрафовать, необходимо доказать умысел поиска и использование этих материалов.
«В телефоны лезть не будут. Вообще ни для кого ничего не поменяется. (...) Все по-прежнему. Этот закон для вашей безопасности, для того, чтобы те, кто насмотрелся крайне радикальных экстремистских материалов, не выплеснули свою агрессию наружу, против вас же. Поэтому именно таких людей будут по решению суда предупреждать штрафами», -- заверил депутат.
Предлагаемые изменения в КоАП могут создать проблемы многим россиянам. В этом уверена глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. В своем Telegram-канале она намекнула также на угрозы, которые поправки несут для ее организации.
«Мы с командой с радостью перестанем мониторить контент с расчлененкой. Хоть сегодня. Мы за "прекрасную" возможность быть санитарами леса и смотреть помои интернета не боремся. Ежедневно получать сотни видео с насилием и жесткостью от граждан — такое себе занятие. Запретят нам мониторить экстремизм — ну и слава богу», — написала Мизулина.
Она добавила, что в списке экстремистских материалов Минюста есть материалы с названиями, которые россияне могут вбивать в поисковых системах, не планируя при этом преступать законы, например «Основы ислама», «Путь к вере» или «Республика».
Она также прокомментировала высказывания пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, заявившего, что в Кремле с депутатскими инициативами не знакомы, но на возникающие у россиян вопросы можно было бы ответить более подробным разъяснением поправок. Мизулина в связи с этим отметила, что «суды и правоохранительные органы будут ориентироваться на итоговый текст закона, а не на заявления отдельных законодателей».
Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный в беседе с «Осторожно Media», фрагменты которой выложила у себя в Telegram-канале Ксении Собчак, напомнил, что кто-то из россиян использует VPN-сервисы для развлечения, а другие без них потеряют один из источников дохода.
«Кто-то там что-то продает через эти запрещенные сети, кто-то ногти красит, кто-то еще что-то. Это огромный пласт людей, для которых принятие в нынешнем виде этой поправки поставит под угрозу их бизнес и, естественно, будет предполагать существование в условиях постоянных штрафов», — посетовал Куринный.
Медиатехнолог Рамиль Харисов оценил поправки в своем Telegram-канале.
«Штрафы же за рекламу VPN — это мера по выдавливанию с рынка иностранных игроков и расчистке поля для национального, контролируемого государством VPN-сервиса, который будет представлен позднее как безопасная альтернатива», — уверен Харисов.
Медиатехнолог добавил, что итогом принятия законопроекта станет «не массовость штрафов, а достижение нового уровня социального конформизма и самоцензуры в обществе».
Внесенные на рассмотрение Госдумы поправки — «очень странные документы». Такое мнение в беседе с «Лентой.ру» высказала член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Ева Меркачева. Она также не поняла, как именно государство будет претворять их в жизнь, добавив, что это невозможно без нарушения прав человека.
«Поиск каких-то материалов и ознакомление с ними не могут быть преступлениями. К тому же список экстремистских материалов пополняется почти ежедневно. Как человек должен узнавать, что что-то изменилось? Каким образом он должен мониторить? Каждое утро или как? А если с утра он посмотрел — книга еще не считается экстремистской, а в обед ее признали таковой?» — сказала Меркачева.
Член СПЧ добавила, что в нынешнем виде проект также усложнит жизнь ученым, адвокатам и журналистам, которым приходится систематически изучать жизненные убеждения и мысли людей с преступными взглядами.
«Например, признанные террористами и экстремистами школьные стрелки перед совершением своих преступлений вели страницы в соцсетях. И если после случившейся трагедии журналисты начинают искать информацию на этих страницах, то будет ли это считаться незаконным? Это абсурд. Получается, что у нас теперь все ученые, которые изучают экстремистов и террористов, преступники? Это безумие», — заключила Меркачева.
Госдума пытается скрытно провести изменения в законодательстве. В этом парламентариев упрекнула журналистка Ксения Собчак, отметившая в своем Telegram-канале, что поправки упомянуты в принятом еще в январе в первом чтении законопроекте, посвященном «усилению административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, а также нарушения в сфере связи и информации».
«Практика не имеющих отношения к изначальной инициативе поправок называется "прицепом"», — написала Собчак.
Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян в своем Telegram-канале отметила, что в случае дальнейшего принятия законопроекта станет невозможно «расследовать деятельность и клеймить позором разных там экстремистских ФБК» («Фонд борьбы с коррупцией»; включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признан экстремистской, а также нежелательной организацией и запрещен в России).