Специальный представитель президента США Стив Уиткофф стал одной из самых заметных фигур в администрации Дональда Трампа. Начав с роли посредника по Ближнему Востоку, он за короткий срок сосредоточил в своих руках ключевые внешнеполитические направления — от урегулирования конфликта на Украине до нормализации отношений с Россией. По данным источников CNN в Белом доме, именно Уиткофф де-факто руководит всей американской внешней политикой. При этом дипломатическим опытом он не обладает вовсе: карьеру Уиткофф сделал в сфере инвестиций в недвижимость и долгое время был деловым партнером Трампа. Несмотря на это он присутствует на всех значимых переговорах с участием США. Журнал Politico даже делился слухами, что Уиткофф может стать следующим советником по национальной безопасности. Кто он такой, как попал в ближний круг Трампа и почему инвестор стал центральной фигурой в переговорах по Украине — в материале «Ленты.ру».
Стивен Чарльз Уиткофф родился 15 марта 1957 года в Нью-Йорке. Он еврейского происхождения: его бабушка и дед эмигрировали из Российской империи.
Свою карьеру Уиткофф начал в качестве юриста по недвижимости. В 1985 году он стал соучредителем компании Stellar Management Company, которая занималась арендой и покупкой недвижимости. Вскоре она выкупила значительное количество офисов на Манхэттене, что вызвало резонанс в американских СМИ.
В 1997 году он основал Witkoff Group и скупал офисные здания, казино и курорты. По оценкам, его состояние составляет около двух миллиардов долларов.
Уиткофф познакомился с Трампом в начале 1980-х, когда тот был клиентом его юридической фирмы. Вторая встреча произошла в 1986 году на стройке — оба работали над одним проектом.
Около трех часов ночи Уиткофф зашел в магазин, чтобы купить еды для своей команды, и случайно встретил там Трампа, у которого не оказалось при себе наличных. По его просьбе Уиткофф купил ему бутерброд с ветчиной и швейцарским сыром.
Этот поступок стал началом крепкой личной и деловой дружбы между двумя предпринимателями.
Уиткофф поддержал Трампа в 2016 году, сделав пожертвование в фонд предвыборной кампании. Но его влияние особенно выросло к выборам 2024 года: Уиткофф участвовал в судебных процессах, отстаивая интересы Трампа.
Во время праймериз он проявил себя как успешный переговорщик, летал по стране на частном самолете и добился примирения Трампа с губернатором Флориды Роном Десантисом.
Позже он стал сопредседателем комитета по инаугурации 47-го президента США.
Сразу после выборов зять Трампа Джаред Кушнер уговорил Уиткоффа стать спецпредставителем по Ближнему Востоку. Причина, как отметил в разговоре с «Лентой.ру» заслуженный профессор истории Монреальского университета Яков Рабкин, — личная дружба и полное доверие.
Бывший посол США в Саудовской Аравии (с 1989 по 1992 год) Чез Фриман согласен: Трамп доверяет немногим, и Уиткофф — один из них. Он называет спецпредставителя «умным, представительным, способным слушать и договариваться».
При этом он имеет талант переговорщика, что особенно доказали его переговоры с президентом России Владимиром Путиным.
По его словам, Трампу нужен был убежденный сионист, отвечающий интересам Израиля в переговорах по Газе и Ирану.
Сразу после выборов Уиткофф был направлен на Ближний Восток вместе с Бреттом Макгерком, чиновником из команды Джо Байдена, — они вели переговоры с Израилем и ХАМАС об обмене заложниками.
Переговоры были непростыми: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сначала отказался встретиться с Уиткоффом, сославшись на Шаббат. Тот заявил, что его это не интересует, и потребовал немедленной встречи. В итоге Нетаньяху согласился на временное прекращение огня.
Уиткофф также ведет переговоры по иранской ядерной программе. По словам Фримана, он не отвергает позицию Ирана и, в отличие от многих республиканцев, старается ее понять.
Параллельно с Ближним Востоком Уиткофф внезапно оказался в центре украинского дела. Несмотря на назначение генерал-лейтенанта Кита Келлога специальным представителем по России и Украине, 11 февраля Уиткофф прилетел в Москву, чтобы забрать освобожденного из заключения американца Марка Фогеля. Тогда же он впервые беседовал с Владимиром Путиным.
18 февраля в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, состоялась первая за долгое время встреча посланцев из США с представителями России, посвященная восстановлению отношений. Как сообщал Reuters, именно Уиткофф, а не Келлог вел основную часть переговоров.
Агентство Reuters писало, что Уиткофф фактически играет лидирующую роль в переговорах по Украине из-за недовольства российской стороны Келлогом.
«Он понимает озабоченности России в связи с Украиной, этим он выгодно отличается от большинства западных переговорщиков», — отметил Яков Рабкин.
После встречи в Эр-Рияде Уиткофф несколько раз посетил Москву и Санкт-Петербург. По его словам, он говорит не только об Украине, но и о более широкой перспективе восстановления двусторонних отношений.
Bloomberg сообщало, что 25 апреля он пытался убедить Путина пойти на уступки по территориям в рамках украинского урегулирования — речь шла об отказе от подконтрольных Украине районов Запорожской и Херсонской областей, а также Донбасса. Путин, как предполагается, эти предложения отверг.
30 апреля The New York Post сообщила, что в окружении Трампа недовольны Уиткоффом и результатами его работы по Украине, Ирану и Газе.
Особенно их возмутило, что во время последней встречи с Путиным Уиткофф был один, в то время как российскую сторону представляли Дмитриев и помощник президента Юрий Ушаков. Переговоры велись с помощью российских переводчиков.
Также отмечается, что переговоры по Украине затягиваются, мирное урегулирование тормозится, боевые действия в Газе возобновились, а судьба сделки с Ираном остается неясной.
По словам Фримана, многих в США раздражает стиль Уиткоффа: он стремится понять собеседника, а не навязать ему свою линию.
При этом дипломат признал: у Уиткоффа пока нет громких успехов и в Белом доме нарастает раздражение.
Рабкин, в свою очередь, подчеркивает: его дипломатия ограничена системно.