Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

Зимние волшебники российского Севера. Сколько в России Дедов Морозов?

В 1999 году писатель Гавриил Угаров написал сказку о якутском Деде Морозе

Фото: Зубков Сергей / ТАСС

Где-то дети пишут письма Деду Морозу, а где-то — Ямал Ири, Чысхаану или загадочному саамскому старцу, чье имя трудно выговорить с первого раза. В Российской Арктике Новый год — это не одна сказка, а десятки разных историй, которые переплетаются на 69-й параллели, как северные узоры на морозном стекле. «Лента.ру» собрала пантеон арктических зимних героев — от суровых хранителей стужи до добродушных дедов, знакомых по имени в каждом заполярном дворе.

Ямал Ири: правитель Лукоморья в тундре

На Ямале своего зимнего волшебника придумали вместе дети и этнографы. Ямал Ири в переводе с ненецкого значит «дедушка Ямала». Вместо шубы у него — малица, вместо валенок — кисы, пояс украшен резьбой по мамонтовой кости. Атрибуты Ямал Ири — это деревянный посох с орнаментом и бубен, звук которого защищает от дурных мыслей и плохого настроения.

Резиденция Ямал Ири находится в поселке Горнокнязевск под Салехардом, на высоком берегу Оби. Здесь гостей встречают в чуме, знакомят с бытом оленеводов, рассказывают ненецкие легенды, угощают блюдами северной кухни, загадывают загадки и проводят игры.

Ямал Ири

Ямал Ири

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В декабре Ямал Ири отправляется в поездку по округу. В 2025 году путешествие охватит 13 населенных пунктов: Надым, Салехард, Лабытнанги, Аксарку, Новый Уренгой, Тазовский, Тарко‑Сале, Губкинский, Муравленко, Ноябрьск, Красноселькуп, Яр‑Сале и Мужи.

Ямал Ири обычно путешествует на упряжке северных оленей, но в дальнем путешествии передвигается на расписном автобусе, между муниципалитетами — на вездеходе ТРЭКОЛ и даже на вертолете. Ямальский волшебник везет с собой подарки для участников конкурса видеороликов о новогодних игрушках.

Чысхаан и Эхээ Дыыл — повелитель холода и якутский Дед Мороз

В Якутии зима — отдельный бренд, и у нее два главных героя. Первый и самый значимый — Чысхаан, Властелин холода, в образе которого сошлись мотивы якутского и эвенкийского фольклора.

Чысхаан — дух холода, полубык‑получеловек: его представляют старцем с длинной бородой, в синей шубе, украшенной узором, напоминающим северное сияние, и в высокой шапке с рогами, символизирующей Быка Зимы.

Фото: Андрей Сорокин / РИА Новости

В этом персонаже отразились характерные для региона суровые природные явления — дословно имя можно понимать как «пронзительный холод со студеным ветром».

В традиционных представлениях коренных народов Якутии Великий Бык Зимы выходит из Северного Ледовитого океана осенью и возвращается туда весной: с приходом холодов у него отрастают рога, означающие усиление стужи, а при потеплении рога ломаются и отпадают — знак отступления морозов.

С 2002 года образ Чысхаана исполняет новую роль — туристического бренда: его имя теперь связано с якутским названием района Оймякон — Полюса холода.

Сюда приезжают не только российские, но и зарубежные туристы — проверить, каково это — гулять по морозу минус 50. Чысхаан выходит встречать гостей, а туристы получают сертификаты о посещении одного из самых морозных мест планеты и фото с хозяином якутской земли.

Также у Чысхаана есть своя служебная функция в общероссийском новогоднем календаре. 1 декабря он передает российскому Деду Морозу символ холода — знак, что зима официально вступает в права во всех регионах страны. Весной русский волшебник из Великого Устюга возвращает этот символ обратно.

Второй персонаж в Якутии — Эхээ Дыыл — уже ближе к классическому образу Деда Мороза. Он ходит в национальном костюме, говорит на якутском и на русском, водит хороводы и вручает подарки.

В 1999 году писатель Гавриил Угаров написал сказку о якутском Деде Морозе. В фольклоре он обнаружил образ старика Дыыла, который приходит вместе с Быком холода и приносит холодное время года, и использовал этот мотив в сказке «Эхээ Дыыл и его внучка Хаарчаана». Так Эхээ Дыыл появился на новогодней елке и с тех пор регулярно участвует в новогодних праздниках.

Мунь Каллса и Терем Деда Мороза на Кольском

В Мурманской области также есть свой зимний герой. Первый — саамский волшебник Мунь Каллса. По легенде, Мунь Каллса — щедрый даритель, который ездит на упряжке северных оленей и приходит на праздники со своей внучкой Вэдз Нийта.

Мунь Каллса

Мунь Каллса

Фото: Ловозерский районный национальный культурный центр

Это саамский новогодний волшебник и лесной дух, чья фигура органично соединяет традиционное мифологическое представление и современные рождественские и новогодние образы. Имя персонажа переводится по‑разному: «каллса» (kääˊlles) на саамском означает «старик», а «мунь» интерпретируют по‑разному — как «мороз», как притяжательное «мой/моя» или как отсылка к географическому имени реки Муна. Поэтому дословный перевод может быть и «Дед Мороз», и «Мой дедушка», и «Старик с реки Мун».

Его резиденция находится в селе Ловозеро, в национальном культурном центре саамов. Архитектура жилища стилизована под традиционную саамскую куваксу. В окрестностях селения расположены музей истории кольских саамов, хаски‑парк и деревня Самь Сыйт с оленями и ездовыми лайками. Здесь регулярно проходят праздничные фестивали и зимние саамские игры «Самь сир».

Вместо роскошной шубы у Мунь Каллсы скромный серо-голубой или серый тулуп, борода менее пышная, чем у традиционного Деда Мороза. Зато яркие и нарядные элементы одежды — орнаментированная отделка, вязаные гетры, варежки и шапка. Варежки считаются волшебными, а традиционная саамская обувь — яры или каньги с загнутыми носами — придает его облику особый колорит.

Согласно местным поверьям, Мунь Каллса помогает заблудившимся путникам найти дорогу, дышит на оконные стекла, оставляя морозные узоры, стучит посохом по деревьям и дарит подарки.

У него есть волшебный котел, в котором разводят магический костер: гости бросают в огонь записки с желаниями, веря, что они обязательно исполнятся.

Также в Мурманской области обитает и «классический» Дед Мороз. В Лапландском заповеднике недалеко от Мурманска, в Чунозерской усадьбе, работает самая северная в России резиденция Деда Мороза: деревянный терем среди сосен. Здесь организованы анимационные программы, мастерские и прием писем от детей со всей страны. Экскурсии в терем Деда Мороза начинаются в преддверии Нового года и продолжаются все праздничное время.

Карелия: Талви Укко и Паккайне — зимний дед и маленький морозец

Талви Укко по-карельски значит «Зимний дед». Его вотчина находится под Петрозаводском. Есть у Талви Укко и внучка, карельская Снегурочка Лумикки. Все как у Деда Мороза, но с финно-угорским акцентом и своим фольклором.

Талви Укко одет в красную шубу, валенки и рукавицы, носит волшебный посох и белую бороду с усами, однако выделяется шапкой из натуральной шерсти с хвостом, а передвигается на нартах с упряжкой ездовых собак — хаски и маламутов.

Талви Укко

Талви Укко

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В составе его комплекса — резиденция самого волшебника, оленья ферма, саамская деревня, питомник ездовых собак, трассы для катания на упряжках и снегоходах. Туры к Талви Укко уже стали классическим зимним развлечением для семей: здесь можно познакомиться с карельскими сказками, погладить хаски и официально вручить письмо с новогодними желаниями.

В Олонце и окрестностях действует и второй персонаж — Паккайне, «маленький морозец». Это младший помощник Талви Укко: худой, быстрый, с колокольчиками и озорным характером. Он часто появляется на уличных гуляньях и фестивалях, посвященных финно-угорской культуре.

Карелия активно интегрирует этих героев в зимние маршруты: сюда едут не только на подледную рыбалку, но и в гости к Талви Укко, совмещая поездку с экскурсиями по старым карельским деревням и объектам Беломорско-Балтийского региона.

Коми: Кöдзыд Пöль — Старец Холод из Ыба

В Республике Коми свой официальный Дед Мороз — Кöдзыд Пöль, что переводят как «Старец Холод». Он появился еще в советские годы, а в последние десятилетия превратился в полноценный бренд региона.

Вместо шубы у него — теплая малица, вместо валенок — пимы, в руках — посох, украшенный северными узорами. Он любит спорт и активные зимние развлечения.

Кöдзыд Пöль

Кöдзыд Пöль

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Его резиденция разместилась в селе Ыб под Сыктывкаром, на территории финно-угорского этнопарка, посвященного культурному наследию финно-угорских и самодийских народов. Здесь Кöдзыд Пöль принимает гостей вместе с героями сказок народа коми: ветром Войпелем, красавицей Райдой, богатырем Перой. В программе — зимние катания, игры, народные песни, знакомство с культурой финно-угорского народа.

Гостям рассказывают о традициях старинных новогодних гуляний, учат выпекать традиционный ржаные пряники, выживать в зимнем лесу и разводить костер, знакомят с бытом и культурой кочевых народов Севера, с изготовлением новогодних украшений, с заговорами на исполнение желаний, с обрядами гаданий, традиционных для коми во время святок.

На Новый год Старец Холод выбирается и в города: появляется на главных елках Сыктывкара, участвует в параде Дедов Морозов, ездит по районам. Кöдзыд Пöль может путешествовать не только на лыжах и северных оленях, но и разъезжать на фирменном поезде «Сияние Севера». В рамках акции «Добрый Новый год» праздничный поезд со сказочными пассажирами во главе с Кöдзыд Пöлем колесит по всей республике.

Чукотка: Тыкывак и Новый год Пэгытти

Чукотка — край, где календарный Новый год — всего лишь одна из зимних дат. У местных народов здесь свои праздники, связанные с небом и светом.

Один из них — Пэгытти, когда в небе появляется яркая звезда, с которой связывают начало Нового года. Он празднуется в ночь на 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Новогодний праздник, как и тысячи лет назад, начинается на Чукотке с разжигания костра с помощью ритуальной огнивной доски в форме человечка.

Стоя у огня, коренные жители Чукотки просят восходящую звезду позволить им пережить долгую зиму в тепле и сытости, встретить неласковое арктическое тепло в полном здравии. Праздник сопровождается танцами, обрядами, угощением и общими гуляньями.

Анадырь

Анадырь

Фото: Andrei Stepanov / Shutterstock / Fotodom

У холода здесь тоже есть имя — Тыкывак, олицетворение холода и мороза в виде человекоподобного духа. Он насылает стужу и снег, а также создает на земле трещины от мороза. В народных легендах он строгий и опасный, но на современных елках все чаще превращается в чукотского Деда Мороза: приходит к детям, дарит подарки, участвует в игровых программах.

На городских площадках в Анадыре и других поселках в праздники обычно выступают сразу несколько героев: классический Дед Мороз со Снегурочкой и национальные персонажи — Тыкывак и другие герои эскимосских сказок.

Новый год на краю света

В некоторых арктических регионах нет собственного сказочного персонажа, и там встречают Новый год с общими для России Дедами Морозами, но каждый такой дед обретает национальные детали одежды, местные легенды, языковые вкрапления и региональные атрибуты.

Если встречать праздники по‑арктически, выбирать можно не только направление, но и зимнего волшебника — у каждого свой характер, помощники и ритуалы. Именно это разнообразие делает северный праздник ярким, живым и незабываемым.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok