Бывают проекты, которые меняют вектор развития страны и будущее многих поколений. Строительство БАМа, внедрение мирного атома, выход в космос... Каждый раз реализация грандиозной задачи давала импульс развитию промышленности и экономическому росту. Сегодня эту эстафету принял инновационный проект строительства сети высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первая из них соединит Москву и Санкт-Петербург: расстояние между двумя столицами скоро можно будет преодолеть всего за пару часов. Строительство идет по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Реализация этой масштабной задачи уже помогла внедрению инноваций во многих отраслях — от производства подвижного состава до разработки цифровых систем управления транспортом. И это только начало. Как строится дорога будущего — в материале «Ленты.ру».
Высокоскоростные магистрали — это показатель развития страны. Чтобы создать такие сложные системы необходимо сначала накопить критическую массу передовых разработок в машиностроении, строительстве и цифровом управлении. Собственные ВСМ сегодня развивают не более 20 государств во всем мире, а страны, которым удалось достичь скорости в 400 километров в час и выше, можно пересчитать по пальцам одной руки.
При этом еще никому не приходилось строить высокоскоростные магистрали в таких климатических условиях и в таких масштабах, как в России. Зарубежные разработки не подходят для наших широт. Отечественные высокоскоростные магистрали строятся на основе технологических решений, созданных российскими инженерами. Они не имеют мировых аналогов по надежности и адаптации к экстремальным условиям.
«Создание первой в стране высокоскоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга, а в дальнейшем и целой системы таких магистралей. Уверен, эти проекты будут востребованы нашими гражданами и нашей растущей экономикой, позволят укрепить статус России как важнейшего логистического звена всего Евразийского континента, создать новые возможности для глобально конкурентоспособных маршрутов, включая Трансарктический транспортный коридор», — сказал президент Владимир Путин.
В России планируется создать сеть из пяти высокоскоростных магистралей. Строительство первой линии — из Москвы в Санкт-Петербург — стартовало в 2025 году. Протяженность маршрута составит почти 700 километров, а завершить строительство планируется в 2028 году.
Как отметил заместитель председателя правительства России Виталий Савельев, ВСМ Москва — Санкт-Петербург, уникальный проект.
Будущая сеть ВСМ соединит Москву, Казань и Екатеринбург, трасса Москва-Адлер пройдет через Тулу, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Кроме того, планируется строительство высокоскоростной линии от Москвы до Рязани и еще одной международной — от российской столицы до Минска. К 2045 году протяженность сети российских высокоскоростных магистралей должна превысить 4,5 тысячи километров.
«Мы говорим о новой скорости, новой связности и новой экономике регионов. Уже на первом этапе создается транспортный каркас, который не только объединит крупнейшие города, но и сформирует базу для долгосрочного роста и технологического развития», — отмечает министр транспорта Андрей Никитин.
В создании первой линии ВСМ, которая соединит Москву и Санкт-Петербург, уже участвуют 36 российских регионов. Это не только территории, по которым проходит маршрут будущей магистрали. В создании новых поездов и железнодорожных путей принимает участие более 150 предприятий со всей страны.
На территории Московской и Тверской областей начато строительство путей для первой линии ВСМ. На других участках ведутся подготовительные работы: расчистка территории, устройство строительных городков, вынос сетей. На стройке уже задействовано более 12 тысяч специалистов и свыше четырех тысяч единиц техники, с расширением работ будет привлекаться все больше мощностей. 129 километров ВСМ от Зеленограда до Твери — будущий участок испытаний поезда, который планируется создать к 2027 году.
По словам гендиректора-председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова, на ВСМ будет применяться формат «тактового движения», как в метро. В часы пик поезда будут следовать с интервалом 15 минут. «Мы пришли на вокзал, мы знаем, что раз в 15 минут, раньше, позже, но мы обязательно уедем. Это высочайший уровень удобства», — подчеркнул глава РЖД, выступая на «Транспортной неделе».
Создание современного локомотива и вагонов для ВСМ — ключевой элемент всего проекта. Проектирование поезда началось семь лет назад, для этого был создан специальный Инжиниринговый центр. Проектировщики использовали опыт производства скоростных поездов, которые могут разгоняться до 250 километров в час, и большой массив советских наработок, которые велись еще с середины 70-х. Поезд для ВСМ возьмет в себя лучшие наработки российских и советских инженеров и будет состоять более чем из 15 тысяч различных компонентов и деталей.
Снижение массы облегчает разгон поезда до нужных скоростей, но требует особых инженерных решений для обеспечения безопасности. Поезд проектируется и производится на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. В сентябре 2025 года, строго по графику, там началась сварка первых вагонов.
Электродвигатель для поезда сейчас проходит комплексные испытания, где моделируются реальные условия эксплуатации в разных режимах. Для этого разработали уникальный двигатель, который не имеет мировых аналогов. Как пояснил заместитель главного инженера по проектированию Иван Нехорошков, его особенность заключается в сочетании высокой мощности с компактными размерами и минимальной массой. Тестирование электродвигателя планируется завершить к концу года, после этого разработка будет запущена в серийное производство.
Чтобы развить высокую скорость одного только мощного локомотива недостаточно. Нужно правильное железнодорожное полотно, которое обеспечит разгон и безопасное движение на всем протяжении пути. Для ВСМ потребовалась разработка совершенно новых технологических решений — не просто высокоскоростных, но еще и адаптированных к уникальным географическим и климатическим условиям.
Основа ВСМ – безбалластный путь, который заменит обычные шпалы и щебень. Специально для сети отечественных ВСМ специалисты Нацпроектстроя создали и запатентовали безбалластную рельсовую плиту, которая не имеет мировых аналогов. Плиты изготавливают из железобетона, снизу наносится слой полимера – он минимизирует вибрацию и защищает от повреждений.
Производство будет налажено в Великом Новгороде и Лихославле Тверской области с применением роботизированных линий, обеспечивающих высочайшую точность изготовления — до полмиллиметра. В каждую из плит на производстве встроят RFID-метку: электронный паспорт, где содержится вся информация о базовой единице магистрали, включая состав бетона и трехмерные координаты положения на линии.
Также были усовершенствованы рельсы. В отличие от стандартных 25-метровых путей, которые используются на обычных железных дорогах, рельсы для ВСМ длину 800 метров. При монтаже 100-метровые рельсы сваривают в 800-метровые плети — это значительно уменьшает количество стыков и обеспечивает плавный ход поезда на высоких скоростях.
Новые рельсы способны выдерживать экстремальные нагрузки и температурный диапазон от —60°C до +60°C. По точности профиля и прямолинейности они превосходят все мировые аналоги.
На будущей магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом будет 239 искусственных сооружений общей протяженностью 180 км – это в пять раз больше, чем на автотрассе М-11. Самая длинная эстакада в 14 километров будет построена в районе Санкт-Петербурга.
Трасса ВСМ проходит через зоны со слабыми, водонасыщенными грунтами. Чтобы обеспечить устойчивость полотна на скоростях до 400 километров в час, основание участка необходимо укрепить. Для этого в грунт забивают сваи, всего высокоскоростной маршрут укрепят свыше миллиона свай: если соединить их в одну линию, то общая длина составит 12 тысяч километров.
Каждая конструкция — от свай до балок — сама по себе является инженерным достижением. Для путепроводов изготавливают 32-метровые балки весом около 700 тонн — они в десять с лишним раз тяжелее аналогов, которые используются для автомобильных мостов. поэтому для их производства Нацпроектстрой оборудует 10 полигонов непосредственно вдоль ВСМ.
Высокая скорость — это больше ответственность. Чтобы организовать безопасное движение при скорости до 400 киллметров в час, нужны новые подходы к управлению составами. Сегодня над этим работает Инжиниринговый центр ВСМ. Его специалисты создают интеллектуальную систему, которая будет следить за состоянием всех узлов поезда, контролировать параметры движения, микроклимат в салоне и многое другое.
На первых этапах такая платформа станет электронным помощником машиниста, подсказывая оптимальный режим ведения и мгновенно реагируя на любые отклонения. Но архитектура системы закладывается «на вырост» — в будущем управление сможет перейти к полностью автономным алгоритмам. Искусственный интеллект будет анализировать данные с датчиков, расположенных вдоль магистрали, и с внутренних систем мониторинга, чтобы обеспечивать максимально точное и безопасное движение.
Высокоскоростные магистрали появляются в тот момент, когда страна вышла на нужный технологический уровень, чтобы создавать собственный транспорт нового поколения. Но эффект от ВСМ гораздо шире, чем комфорт пассажиров и сокращение времени в пути. Этот проект изменит всю структуру перевозок.
Один из главных результатов — разгрузка существующей железнодорожной сети. Когда значительная часть пассажирского потока будет выведена на отдельную скоростную линию, увеличится возможности для грузовых перевозок.
Перераспределение пассажирских и грузовых потоков откроет новые логистические маршруты. Это расширит рынки сбыта для десятков российских компаний и усилит конкурентоспособность железнодорожного транспорта. По сути, ВСМ позволит железной дороге сделать важный стратегический рывок.
Высокоскоростные магистрали изменят всю структуру российской экономики. Уже сегодня инвестиции в ВСМ создают мультипликативный эффект: развивается машиностроение, инженерное проектирование, цифровых технологий. Эти решения со временем смогут стать самостоятельным экспортным продуктом — как отдельные технологии, так и комплексные пакеты для организации высокоскоростного движения за рубежом.
Страна уже делится передовым опытом на международной арене.
Так, в рамках Межправительственной российско-узбекской комиссии глава Нацпроектстроя Алексей Крапивин представил опыт и компетенции, задействованные при строительстве ВСМ президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву. Российские технологии и методы могут быть применены при реализации проектов ВСМ на территории Узбекистана.
Строительство ВСМ дает мощный стимул развитию регионов. Например, в Новгородской области НПС строит завод по изготовлению уже упомянутых рельсовых плит для магистрали.
Новгородцы рассчитывают, что запуск магистрали приведет к серьезному увеличению турпотока и станет стимулом для развития индустрии гостеприимства.
Многие регионы с нетерпением ждут, когда ВСМ дойдут и до них. «По плану создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Адлер сократит время в пути из столицы до Ростова-на-Дону с нынешних самых коротких 16 до 8-10 часов. Это, конечно, другой уровень комфорта. Уже сейчас специалисты говорят о росте пассажиропотока в целом, и об увеличении деловой активности на юге страны, в частности», — рассказал «Ленте.ру» губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь.
По словам губернатора, «рост турпотока послужит стимулом для создания новых туристических маршрутов и сервисов вдоль трассы. Строительство станций и прилегающих комплексов — торговых, деловых, гостиничных — создаст новые рабочие места и привлечет инвестиции».
Так что ВСМ — это не просто новая дорога. Это инструмент, который одновременно увеличивает мобильность людей и создает новые связи между территориями, расширяет возможности логистики, укрепляет промышленность и формирует новый технологический уровень страны.