Экономика
19:15, 11 декабря 2025

Технологический прорыв. Как высокоскоростные железнодорожные магистрали меняют карту страны

Из Москвы в Санкт-Петербург со скоростью гоночного болида
Полина Каневская (Корреспондент)
Изображение: АНО «Национальные приоритеты»

Бывают проекты, которые меняют вектор развития страны и будущее многих поколений. Строительство БАМа, внедрение мирного атома, выход в космос... Каждый раз реализация грандиозной задачи давала импульс развитию промышленности и экономическому росту. Сегодня эту эстафету принял инновационный проект строительства сети высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первая из них соединит Москву и Санкт-Петербург: расстояние между двумя столицами скоро можно будет преодолеть всего за пару часов. Строительство идет по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Реализация этой масштабной задачи уже помогла внедрению инноваций во многих отраслях — от производства подвижного состава до разработки цифровых систем управления транспортом. И это только начало. Как строится дорога будущего — в материале «Ленты.ру».

Высшая лига

Высокоскоростные магистрали — это показатель развития страны. Чтобы создать такие сложные системы необходимо сначала накопить критическую массу передовых разработок в машиностроении, строительстве и цифровом управлении. Собственные ВСМ сегодня развивают не более 20 государств во всем мире, а страны, которым удалось достичь скорости в 400 километров в час и выше, можно пересчитать по пальцам одной руки.

При этом еще никому не приходилось строить высокоскоростные магистрали в таких климатических условиях и в таких масштабах, как в России. Зарубежные разработки не подходят для наших широт. Отечественные высокоскоростные магистрали строятся на основе технологических решений, созданных российскими инженерами. Они не имеют мировых аналогов по надежности и адаптации к экстремальным условиям.

Запуск российских ВСМ сделает нашу страну одним из мировых флагманов высокоскоростного движения

«Создание первой в стране высокоскоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга, а в дальнейшем и целой системы таких магистралей. Уверен, эти проекты будут востребованы нашими гражданами и нашей растущей экономикой, позволят укрепить статус России как важнейшего логистического звена всего Евразийского континента, создать новые возможности для глобально конкурентоспособных маршрутов, включая Трансарктический транспортный коридор», — сказал президент Владимир Путин.

Пять линий

В России планируется создать сеть из пяти высокоскоростных магистралей. Строительство первой линии — из Москвы в Санкт-Петербург — стартовало в 2025 году. Протяженность маршрута составит почти 700 километров, а завершить строительство планируется в 2028 году.

Как отметил заместитель председателя правительства России Виталий Савельев, ВСМ Москва — Санкт-Петербург, уникальный проект.

Будущая сеть ВСМ соединит Москву, Казань и Екатеринбург, трасса Москва-Адлер пройдет через Тулу, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Кроме того, планируется строительство высокоскоростной линии от Москвы до Рязани и еще одной международной — от российской столицы до Минска. К 2045 году протяженность сети российских высокоскоростных магистралей должна превысить 4,5 тысячи километров.

«Мы говорим о новой скорости, новой связности и новой экономике регионов. Уже на первом этапе создается транспортный каркас, который не только объединит крупнейшие города, но и сформирует базу для долгосрочного роста и технологического развития», — отмечает министр транспорта Андрей Никитин.

Первая линия

В создании первой линии ВСМ, которая соединит Москву и Санкт-Петербург, уже участвуют 36 российских регионов. Это не только территории, по которым проходит маршрут будущей магистрали. В создании новых поездов и железнодорожных путей принимает участие более 150 предприятий со всей страны.

На территории Московской и Тверской областей начато строительство путей для первой линии ВСМ. На других участках ведутся подготовительные работы: расчистка территории, устройство строительных городков, вынос сетей. На стройке уже задействовано более 12 тысяч специалистов и свыше четырех тысяч единиц техники, с расширением работ будет привлекаться все больше мощностей. 129 километров ВСМ от Зеленограда до Твери — будущий участок испытаний поезда, который планируется создать к 2027 году.

Поезда между двумя столицами будут ходить со скоростью до 400 километров в час

По словам гендиректора-председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова, на ВСМ будет применяться формат «тактового движения», как в метро. В часы пик поезда будут следовать с интервалом 15 минут. «Мы пришли на вокзал, мы знаем, что раз в 15 минут, раньше, позже, но мы обязательно уедем. Это высочайший уровень удобства», — подчеркнул глава РЖД, выступая на «Транспортной неделе».

Поезд в будущее

Создание современного локомотива и вагонов для ВСМ — ключевой элемент всего проекта. Проектирование поезда началось семь лет назад, для этого был создан специальный Инжиниринговый центр. Проектировщики использовали опыт производства скоростных поездов, которые могут разгоняться до 250 километров в час, и большой массив советских наработок, которые велись еще с середины 70-х. Поезд для ВСМ возьмет в себя лучшие наработки российских и советских инженеров и будет состоять более чем из 15 тысяч различных компонентов и деталей.

Особенностью нового состава станет корпус из экструдированного алюминия — этот материал втрое легче традиционной стали

Снижение массы облегчает разгон поезда до нужных скоростей, но требует особых инженерных решений для обеспечения безопасности. Поезд проектируется и производится на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. В сентябре 2025 года, строго по графику, там началась сварка первых вагонов.

Электродвигатель для поезда сейчас проходит комплексные испытания, где моделируются реальные условия эксплуатации в разных режимах. Для этого разработали уникальный двигатель, который не имеет мировых аналогов. Как пояснил заместитель главного инженера по проектированию Иван Нехорошков, его особенность заключается в сочетании высокой мощности с компактными размерами и минимальной массой. Тестирование электродвигателя планируется завершить к концу года, после этого разработка будет запущена в серийное производство.

Без стыков и балласта

Чтобы развить высокую скорость одного только мощного локомотива недостаточно. Нужно правильное железнодорожное полотно, которое обеспечит разгон и безопасное движение на всем протяжении пути. Для ВСМ потребовалась разработка совершенно новых технологических решений — не просто высокоскоростных, но еще и адаптированных к уникальным географическим и климатическим условиям.

Основа ВСМ – безбалластный путь, который заменит обычные шпалы и щебень. Специально для сети отечественных ВСМ специалисты Нацпроектстроя создали и запатентовали безбалластную рельсовую плиту, которая не имеет мировых аналогов. Плиты изготавливают из железобетона, снизу наносится слой полимера – он минимизирует вибрацию и защищает от повреждений.

Конструкция обеспечивает стабильное положение пути при высоких нагрузках, рассчитана на большой перепад температур, а срок ее службы составит не менее полувека

Производство будет налажено в Великом Новгороде и Лихославле Тверской области с применением роботизированных линий, обеспечивающих высочайшую точность изготовления — до полмиллиметра. В каждую из плит на производстве встроят RFID-метку: электронный паспорт, где содержится вся информация о базовой единице магистрали, включая состав бетона и трехмерные координаты положения на линии.

Также были усовершенствованы рельсы. В отличие от стандартных 25-метровых путей, которые используются на обычных железных дорогах, рельсы для ВСМ длину 800 метров. При монтаже 100-метровые рельсы сваривают в 800-метровые плети — это значительно уменьшает количество стыков и обеспечивает плавный ход поезда на высоких скоростях.

Новые рельсы способны выдерживать экстремальные нагрузки и температурный диапазон от —60°C до +60°C. По точности профиля и прямолинейности они превосходят все мировые аналоги.

Мосты и не только

На будущей магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом будет 239 искусственных сооружений общей протяженностью 180 км – это в пять раз больше, чем на автотрассе М-11. Самая длинная эстакада в 14 километров будет построена в районе Санкт-Петербурга.

Одно из крупнейших сооружений — мост через реку Шоша, который уже строится на участке ВСМ в Тверской области. Его протяженность с подходами — более 8 километров

Трасса ВСМ проходит через зоны со слабыми, водонасыщенными грунтами. Чтобы обеспечить устойчивость полотна на скоростях до 400 километров в час, основание участка необходимо укрепить. Для этого в грунт забивают сваи, всего высокоскоростной маршрут укрепят свыше миллиона свай: если соединить их в одну линию, то общая длина составит 12 тысяч километров.

Каждая конструкция — от свай до балок — сама по себе является инженерным достижением. Для путепроводов изготавливают 32-метровые балки весом около 700 тонн — они в десять с лишним раз тяжелее аналогов, которые используются для автомобильных мостов. поэтому для их производства Нацпроектстрой оборудует 10 полигонов непосредственно вдоль ВСМ.

Умное управление

Высокая скорость — это больше ответственность. Чтобы организовать безопасное движение при скорости до 400 киллметров в час, нужны новые подходы к управлению составами. Сегодня над этим работает Инжиниринговый центр ВСМ. Его специалисты создают интеллектуальную систему, которая будет следить за состоянием всех узлов поезда, контролировать параметры движения, микроклимат в салоне и многое другое.

На первых этапах такая платформа станет электронным помощником машиниста, подсказывая оптимальный режим ведения и мгновенно реагируя на любые отклонения. Но архитектура системы закладывается «на вырост» — в будущем управление сможет перейти к полностью автономным алгоритмам. Искусственный интеллект будет анализировать данные с датчиков, расположенных вдоль магистрали, и с внутренних систем мониторинга, чтобы обеспечивать максимально точное и безопасное движение.

Сила скорости

Высокоскоростные магистрали появляются в тот момент, когда страна вышла на нужный технологический уровень, чтобы создавать собственный транспорт нового поколения. Но эффект от ВСМ гораздо шире, чем комфорт пассажиров и сокращение времени в пути. Этот проект изменит всю структуру перевозок.

Один из главных результатов — разгрузка существующей железнодорожной сети. Когда значительная часть пассажирского потока будет выведена на отдельную скоростную линию, увеличится возможности для грузовых перевозок.

По словам главы РЖД Олега Белозерова, после запуска ВСМ появится возможность перевозить дополнительно около 30 миллионов тонн грузов в год, а в перспективе — более 100 миллионов тонн по разным направлениям

Перераспределение пассажирских и грузовых потоков откроет новые логистические маршруты. Это расширит рынки сбыта для десятков российских компаний и усилит конкурентоспособность железнодорожного транспорта. По сути, ВСМ позволит железной дороге сделать важный стратегический рывок.

Национальные перспективы

Высокоскоростные магистрали изменят всю структуру российской экономики. Уже сегодня инвестиции в ВСМ создают мультипликативный эффект: развивается машиностроение, инженерное проектирование, цифровых технологий. Эти решения со временем смогут стать самостоятельным экспортным продуктом — как отдельные технологии, так и комплексные пакеты для организации высокоскоростного движения за рубежом.

Страна уже делится передовым опытом на международной арене.
Так, в рамках Межправительственной российско-узбекской комиссии глава Нацпроектстроя Алексей Крапивин представил опыт и компетенции, задействованные при строительстве ВСМ президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву. Российские технологии и методы могут быть применены при реализации проектов ВСМ на территории Узбекистана.

Строительство ВСМ дает мощный стимул развитию регионов. Например, в Новгородской области НПС строит завод по изготовлению уже упомянутых рельсовых плит для магистрали.

Новгородцы рассчитывают, что запуск магистрали приведет к серьезному увеличению турпотока и станет стимулом для развития индустрии гостеприимства.

Многие регионы с нетерпением ждут, когда ВСМ дойдут и до них. «По плану создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Адлер сократит время в пути из столицы до Ростова-на-Дону с нынешних самых коротких 16 до 8-10 часов. Это, конечно, другой уровень комфорта. Уже сейчас специалисты говорят о росте пассажиропотока в целом, и об увеличении деловой активности на юге страны, в частности», — рассказал «Ленте.ру» губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь.

По словам губернатора, «рост турпотока послужит стимулом для создания новых туристических маршрутов и сервисов вдоль трассы. Строительство станций и прилегающих комплексов — торговых, деловых, гостиничных — создаст новые рабочие места и привлечет инвестиции».

Так что ВСМ — это не просто новая дорога. Это инструмент, который одновременно увеличивает мобильность людей и создает новые связи между территориями, расширяет возможности логистики, укрепляет промышленность и формирует новый технологический уровень страны.

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия