Хронические неинфекционные заболевания становятся препятствием для экономического роста в России и в мире, рассказали участники Третьего международного конгресса по модификации рисков прошедшего в начале декабря под эгидой Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР). О масштабах проблемы — в материале «Лента.ру».
Как сообщила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, в условиях стремительного старения населения хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) становятся угрозой не только с позиции медицины, но и с точки зрения всей экономики в целом.
Масштабы проблемы подтверждаются данными международных экспертов. Профессор Махмуд Эль-Батаноуни (Египет) напомнил, что ежегодно в мире от ХНИЗ умирают порядка 46 миллионов человек, при этом динамика смертности за последние три десятилетия непрерывно растет.
«К 2030 году прогнозируется, что глобальные потери, связанные с ХНИЗ, достигнут 47 триллионов долларов — цифра, сопоставимая с половиной мирового ВВП. Это уже не медицинский вопрос, а социально-экономический риск номер один», — отметил эксперт.
При этом большинство причин смертности от ХНИЗ — управляемые и напрямую связаны с поведением, сообщил директор АМСМР Александр Розанов.
Как отметили эксперты, табакокурение остается третьей ведущей причиной смертности после гипертонии и повышенного холестерина — и его негативный «вклад» в заболеваемость и смертность не снижается. Особенно высокие показатели наблюдаются среди мужчин трудоспособного возраста, что приводит к непосредственному ущербу для экономики и социального развития страны.
С курением и вредными привычками тесно связано и развитие злокачественных новообразований, подчеркивают участники Конгресса.
«Борьба с раком — это не только инновационные препараты. Это прежде всего работа с поведением населения», — заявил бразильский онколог. Он подчеркнул, что именно профилактика — а не только терапия — может переломить ситуацию.
«Для этого требуется выход медицины из так называемой "зоны комфорта", — говорит врач. — И здесь важен открытый разговор с пациентами о поведении, привычках и изменении образа жизни, а также гибкий риск-ориентированный подход в здравоохранении, основанный на концепции модификации рисков».
Речь идет в первую очередь о реалистичных стратегиях снижения рисков, связанных с вредными привычками. По мнению экспертов, важно учитывать, что большая часть населения не сможет в одночасье перейти на ЗОЖ, поэтому гораздо эффективнее предлагать ему поэтапные методы выхода на более здоровый «трек» жизни.
«В них входит умеренная физическая нагрузка, увеличение потребления фруктов и овощей, а также переход на менее вредные альтернативы курению для тех, кто не может в момент отказаться от этой привычки, — подчеркнул Александр Розанов. — Возможным выбором могут стать сертифицированные системы нагревания табака, поскольку они снижают токсическую нагрузку на организм потребителя».
Дополнительно необходимость простого и наглядного объяснения населению, как именно модифицировать риски, подчеркнула старший научный сотрудник отдела неотложной кардиологии и ревматологии НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Елизавета Скородумова. По ее словам, большинство людей искренне считают, что уже ведут здоровый образ жизни, но не понимают, что именно в их повседневном поведении повышает вероятность развития хронических заболеваний.
«Врачам и организаторам здравоохранения необходимо говорить с пациентами «на языке реальной жизни» — показывать конкретные примеры, визуальные инструкции и короткие понятные алгоритмы о том, как именно снизить потребление соли, чем заменить вредные продукты и какие существуют способы снизить стресс без табакокурения и потребления алкоголя, — говорит она. — Чем проще и нагляднее объяснены шаги по модификации рисков, тем выше вероятность, что человек действительно изменит свое поведение — и в этом могут помочь «десять правил здоровой жизни», разработанные АМСМР».
«При неизбежном росте расходов и демографическом давлении ключевой становится стратегия, основанная на модификации факторов риска и риск-ориентированном подходе к регулированию. Ключевым моментом становится эффективная коммуникация между врачом, государством, бизнесом и самим пациентом», — резюмировала Лариса Попович.