Экономика
09:07, 8 декабря 2025

Не страховой случай. Владельцы санированных банков стали невозвращенцами. В чем дело?

Аресты в АСВ вскрыли новые подозрения в коррупции вокруг санации банков
Григорий Гончаров (Редактор)
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Громкий арест главы АСВ Андрея Мельникова и предъявленное ему обвинение в особо крупном мошенничестве, аресты двух его заместителей Александра Попелюха и Ольги Долголевой, отъезд из России еще одного зама Валерия Мирошникова, вскрыли новые подозрения о масштабной коррупции внутри структуры, призванной спасать российские банки. То, о чем бывшие владельцы санируемых банков пытались сказать годами, но оставались неуслышанными, теперь выходит на поверхность. Почему версии бывших владельцев рухнувших банков, годами игнорируемые следствием и регулятором, начинают звучать иначе? О причинах изменения баланса сил, о возможном пересмотре ключевых кейсов санации и о том, почему история «Советского» стала тестом на правду, — в материале «Ленты.ру».

Одним из наиболее показательных кейсов стала санация банка «Советский» — история, завершившаяся уголовным преследованием его бывших совладельцев

Контекст

Выборгский районный суд Санкт-Петербург в начале октября 2025 года признал бывшего гендиректора ООО «Коллектор 19» и акционера обанкротившегося банка «Советский» Кирилла Ласкина виновным в особо крупной растрате — речь шла о 2,7 миллиарда рублей.

Ласкин получил 6 лет колонии и миллионный штраф, но сразу же был освобожден от наказания из-за истечения срока давности. Прокуратура ранее сама просила прекратить дело, но банкир настоял на продолжении процесса, чтобы доказать свою невиновность

История отзыва лицензии у «Советского» с момента начала расследования вызывала значительное количество вопросов. После серии задержаний бывших сотрудников АСВ и ФСБ эти вопросы приобрели дополнительную актуальность.

Как банк стал «пациентом»

Банк «Советский», основанный отцом Станислава Митрушина — Владимиром еще в 1989 году, громко заявил о себе после первой волны кризиса 2008 года: заручившись рекламным контрактом с Жераром Депардье, банк стремительно нарастил клиентскую базу.

Проблемы начались в 2015 году

Банк России ввел временную администрацию, объяснив свое решение выявлением признаков неустойчивого финансового положения. Через полгода после этого началась санация кредитного учреждения.

Сначала оздоровлением занимался банк «Российский Капитал». На поддержание ликвидности банка АСВ выделило 4,9 миллиарда рублей. Затем в 2016 году санатором назначили татарстанский «Татфондбанк». Уже этот выбор вызывал вопросы — на тот момент у самого «Татфондбанка» были проблемы, как позднее выяснилось, критические.

Согласно мнению экспертов, индекс надежности у «Татфондбанка» был хуже, чем у «Советского». Тем не менее АСВ выделило санатору порядка 10 миллиарда рублей займа на спасение «Советского». Далее события развивались по негативному сценарию — санатор обанкротился сам. В марте 2017 года у «Татфондбанка» отозвали лицензию, что ударило и по «Советскому».

Оказалось, что санатор — «Татфондбанк» за время оздоровления вывел из банка «Советский» около 28 миллиардов рублей, после чего капитал «Советского» провалился с минус 7,5 до минус 35 миллиардов рублей. Такие эпизоды показывают, что контроль за действиями санатора бывает слабым или предвзято лояльным, в случае участия коррупционных схемах АСВ.

Центробанк, после окончания присвоения активов «Татфондбанком», забрал «Советский» под контроль Фонда консолидации банковского сектора в начале 2018 года

Однако это уже не могло спасти ситуацию — в июле 2018 года лицензия у банка «Советский» была отозвана, он стал банкротом.

В итоге государство потратило на эту историю 46 миллиардов рублей (11 миллиардов через АСВ и 34 миллиарда через ЦБ). АСВ выплатило страховое возмещение мелким вкладчикам, но крупные кредиторы понесли убытки.

Нехватка имущества оценивалась АСВ в 3,3 миллиарда рублей, при этом уголовных дел по фактам исчезновения активов не возбуждалось. В Санкт-Петербурге это дело получило огласку, и даже прозвучало на суде мнение, что отдельные обвинения нужны, чтобы прикрыть провал: «они при санации банка «Советский» потеряли 50 миллиардов, и им надо как-то это скрыть»

Шанс

Серия громких задержаний изменила восприятие самих владельцев рухнувших банков. Те, кого годами считали мошенниками и беглецами, получают шанс быть услышанными. Ласкин, Митрушин, Ананьевы и другие фигуранты — возможно, впервые — могут рассчитывать на то, что их версия событий перестанет игнорироваться.

Парадоксально, но серия арестов силовиков и топ-менеджеров АСВ может повлиять на отношение общества и следствия к тем, кого долгие годы считали единственными виновниками банковских крахов — собственникам разорившихся кредитных организаций

Ласкин, Митрушин, Ананьевы и другие фигуранты — те, кого неизменно представляли в качестве беглых мошенников, скрывающихся от правосудия, — впервые получили возможность заявить собственную версию происходившего.

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия