В столице завершилась Московская международная неделя видеоигр. Свои проекты на ней представили 60 российских разработчиков. Фестиваль объединил более 330 столичных площадок и 730 компьютерных клубов практически во всех регионах России. Самой крупной из столичных площадок стал Московский кластер видеоигр и анимации, открытый Сергеем Собяниным в инновационном центре «Сколково». В пространстве, расположившемся на пяти этажах, были созданы все условия для создания видеоигровых и анимационных продуктов: студия захвата движения для создания реалистичной графики, студия звукозаписи для озвучивания героев, записи фоновых звуков и саундтреков, современный кинозал, лекторий, конференц-зал, переговорные комнаты и выставочная зона. Проект реализует Агентство креативных индустрий Москвы.

Фото: Мосфото
Рекорд в киберспорте
Московский фестиваль познакомил с новыми играми более 25 тысяч москвичей и туристов, а в масштабах всей страны объединил свыше 150 тысяч человек. На проекте состоялся самый массовый кибертурнир с участием 4,6 тысячи игроков. Этот беспрецедентный масштаб зафиксировали в Книге рекордов России.
«Рекорд, установленный в рамках Московской недели видеоигр, нас не удивляет, но укрепляет в оценке высокого потенциала киберспорта с точки зрения роста аудитории. Масштаб и разнообразие соревнований показывают, что наша игровая культура активно развивается», — прокомментировал президент ФКС Москвы Максим Флер.

Фото: Мосфото
От обучения до экспорта
В рамках недели видеоигр прошло более 10 турниров, а на мероприятиях деловой программы выступили около 200 экспертов более чем из 20 государств — руководители ведущих компаний из России, Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
«Сегодня видеоигры — это мощный культурный и технологический тренд, объединяющий сотни тысяч людей по всей стране. Масштаб Московской недели видеоигр подтверждает высокий интерес российской аудитории к видеоигровой индустрии. Это событие стало ключевой точкой притяжения для профессионалов и любителей игр из России и других стран», — считает директор по развитию Game Art Pioneers Глеб Кадомцев.

Фото: Мосфото
Московский кластер видеоигр и анимации поддерживает развитие российских студий на всех этапах — от обучения специалистов до экспорта. Компании смогут участвовать в международных выставках и форумах и заключать международные контракты. Инфраструктура позволяет создавать видеоигры и 3D-анимацию любого типа и сложности, а также делиться опытом с коллегами. В числе партнеров кластера — лидеры российской видеоигровой и ИТ-индустрии. Среди них Сбер, VK, «МТС», Институт развития интернета и другие крупные холдинги.
«Мы участвовали в консультациях Агентства креативных индустрий и наблюдали весь процесс появления центра с самого начала, поэтому хорошо понимаем, насколько важен такой кластер для Москвы. Город конкурирует с мировыми площадками за создание условий для разработчиков видеоигр, и такие центры позволяют ускорять развитие индустрии, которая приносит стране экспортную выручку. При должном внимании и поддержке правительства мы можем быстро вернуться в число мировых лидеров», — подчеркнул генеральный директор Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.

Фото: Мосфото
Льготы, поддержка и техническая инфраструктура
Кластер станет центром развития видеоигровой индустрии и привлечет самых талантливых разработчиков за счет уникальных технических решений и комфортных экономических условий. По периметру атриума в нем установили самый большой в России медиаэкран площадью около 800 квадратных метров. В центре композиции — огромная цифровая инсталляция, все элементы медиакомплекса предназначены для отображения текста, графики, анимации и световых эффектов.
«Мы давно ждали открытия кластера, и здорово, что запуск сразу сопровождался таким крупным событием. В одном пространстве собраны студии разного масштаба, что усиливает обмен экспертизой и запускает коллаборации, особенно благодаря мокап-зонам, экспертным сервисам и регулярным мероприятиям», — поделился генеральный директор Black Caviar Games Иван Кузнецов.
По итогам конкурсного отбора в Московский кластер вошла 41 компания: 33 игровые студии и 8 анимационных проектов. Резиденты могут получить льготы: нулевую ставку налогов на прибыль и имущество, освобождение от НДС, возмещение таможенных пошлин и другие преимущества.
«Собрать первые деньги на разработку — самое трудное, и это как раз может стать важной зоной поддержки со стороны кластера, дополняя налоговые и территориальные льготы и всю инфраструктуру вокруг. Мне кажется, это хорошее начало, а Московская международная неделя видеоигр через несколько лет станет большим регулярным событием», — добавил генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский.
Стать резидентом
Участникам кластера также помогут с продвижением за рубежом. Первые бизнес-миссии в Китай, Индонезию и другие страны запланированы уже в 2026 году.
«Мы подключились к созданию кластера еще на раннем этапе, поэтому особенно важно, что площадка оказалась востребованной. Готовимся к переезду, планируем развивать производство, проводить B2B-ивенты и обучающие программы вместе со студентами и вузами, оборудование позволяет делать это прямо на месте», — отметили представители компании Game Art Pioneers.

Фото: Мосфото
В столице работают 42 анимационные студии. Вместе они производят 6,9 тысячи минут контента в год — это более 70 процентов всего объема на территории России. К концу десятилетия этот показатель должен вырасти в 1,5 раза. В следующем году запланировано открытие второй очереди кластера видеоигр и анимации в «Сколково».
В итоге площадь центра увеличится на 70 тысяч квадратных метров и достигнет 129 тысяч квадратов. Ознакомиться с требованиями и подать заявку на резидентство можно на сайте.
