Забота о себе
18:23, 8 декабря 2025

Деловой этикет: как можно и нельзя вести себя с коллегами

Валерия Княгинина (редактор)
Фото: jacoblund / Getty Images

Успешность в делах сегодня определяется не только профессиональными навыками и умениями. Важно также заводить полезные знакомства, строить хорошие отношения и общаться с людьми. В этом помогают деловой этикет и хорошие манеры. «Лента.ру» рассказывает, как вести себя в деловом обществе — на рабочем месте, на учебе или во время торжественного мероприятия, чтобы не вызвать осуждения, неловкости и произвести достойное впечатление.

Что такое деловой этикет

Деловой этикет — это правила поведения, принятые в профессиональной среде, для того чтобы всем было комфортно. Его также можно описать как этический кодекс, состоящий из ожидаемых и приемлемых моделей поведения в деловом обществе.

С одной стороны, светский или деловой этикет может казаться игрой, притворством, где человек прячет свои настоящие эмоции и мысли. С другой же стороны, именно эти правила поведения позволяют сохранять уважение к себе и собеседнику даже в самых напряженных моментах.

В основе делового этикета лежат три фундаментальных принципа: уважение, внимательность и честность. Они задают тон общению и помогают строить крепкие и плодотворные рабочие связи

При этом в разных культурах, несмотря на одинаковые цели делового этикета, правила общения и поведения отличаются. К примеру, в англоязычных странах к человеку можно обратиться по имени уже после первого знакомства, а в странах Северной Европы принято более формальное обращение. Так, в Германии к коллегам по работе и руководству нужно обращаться по фамилии с добавлением Herr (господин) или Frau (госпожа).

Зачем нужен деловой этикет

Соблюдение правил делового этикета помогает:

Основные правила делового этикета

Пунктуальность

Это отражение внутренней дисциплины человека, его профессиональной зрелости и уважения к окружающим. Пунктуальность применима к разным ситуациям:

Опоздание без предупреждения = неуважение. Причем неважно, почему человек опоздал или не сдал проект вовремя

Допустимое время ожидания при опоздании сильно отличается в разных странах. Если в России принято ждать около 15 минут, то в Японии задержка даже на одну минуту считается серьезным проявлением неуважения. И наоборот, в Италии время встреч часто оговаривают условно, и там вполне нормально ждать собеседника до часа.

По правилам этикета, следует заранее сообщить о том, что вы задерживаетесь или не успеваете доделать работу в срок. При этом чрезмерная пунктуальность, доходящая до педантизма, тоже не одобряется. Этим можно поставить в неудобное положение принимающую сторону.

Надлежащий дресс-код

Внешний вид — это один из главных факторов успеха в делах. Он должен соответствовать типу мероприятия и не бросаться в глаза.

Как правило, деловой дресс-код предполагает либо официальный костюм, либо стиль офисный кежуал. Однако этот стандарт не является универсальным для всех профессий. Например, строгий костюм, идеальный для банкира, будет совершенно неуместен для дизайнера из креативного агентства.

Какую одежду не приемлет деловой стиль?

  • Джинсовые рубашки с брюками, шорты.
  • Облегающие брюки.
  • Мешковатую или растянутую одежду.
  • Застиранные вещи в катышках.
  • Футболки с надписями, логотипами и картинками.
  • Спортивные костюмы и кепки.
  • Топы без бретелек или безрукавки.
  • Походные ботинки, кроссовки, сандалии.

Помимо соответствующей типу мероприятия одежде, деловой этикет предполагает:

Основной принцип — выглядеть приятно и эстетично, чтобы ваш облик не вызывал негатива у окружающих

Приветствие

Младший по статусу приветствует старшего первым, но инициатива рукопожатия всегда принадлежит старшему по статусу.

При общении женщины и мужчины этикет предполагает, что более высокий статус имеет женщина. Ей принадлежит право первой протягивать руку для рукопожатия. Но в ситуации, когда, например, мужчина имеет статус начальника, а женщина является его подчиненной, первым протягивает руку для рукопожатия мужчина.

При встрече людей равного статуса первым здоровается тот, кто «лучше воспитан»

Рекомендуется избегать шумных приветствий, энергичных похлопываний по плечу и любых действий, которые привлекают излишнее внимание окружающих или могут поставить человека в неловкое положение.

К работникам сферы обслуживания следует обращаться исключительно вежливо и уважительно. Категорически недопустимо использовать жаргон, пренебрежительные или фамильярные обращения (например, «красавица», «командир»).

Встречая знакомого несколько раз в течение дня, используйте вежливые, но разнообразные формы приветствий. Порой достаточно вежливо улыбнуться или кивнуть головой. Главное — не отворачиваться и не делать вид, что вы не заметили человека.

Представление

Представление друг другу — это важный жест вежливости. Чтобы избежать неловких ситуаций:

Женщины на светских встречах сами не представляются мужчинам. Для знакомства им лучше прибегнуть к помощи третьих лиц. Если встреча носит исключительно деловой характер, то тонкости представления можно и не соблюдать

Язык тела

Правильная поза за столом показывает уважение к окружающим и помогает чувствовать себя уверенно. Согласно правилам классического этикета, следует:

Убедитесь, что ваша поза никому не мешает и не загораживает проход

Недопустимо в поведении и позах:

Дистанция общения

Насколько близко люди стоят друг к другу во время разговора, тоже очень важно. Это расстояние называется личным пространством, или дистанцией общения. В 1960-х годах ученый Эдвард Холл выделил четыре основные зоны:

Мобильный этикет

Телефонный разговор или звонок во время деловой встречи не должен создавать неудобств окружающим. Для поддержания профессионального имиджа рекомендуется:

Главные правила делового общения

Во время личного общения

В деловом этикете общения главное — уважение к собеседнику. Во время разговора:

В переписке

Деловые письма — это визитная карточка вашей компании. Важно уметь писать их так, чтобы они производили наилучшее впечатление. И хотя в России нет единого строгого стандарта, существуют общие правила деловой переписки по почте:

Также традициями интернет-среды продиктованы следующие требования к электронным письмам:

Общение в интернете через мессенджеры и соцсети не приветствуется в деловой среде

По телефону

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия