«Опора России» направила письма президенту РФ Владимиру Путину и в аппарат правительства с критикой поправок к законопроекту о лицензировании торговли никотинсодержащей продукцией. «Опора России» поддерживает введение лицензирования, но выступает категорически против предоставления регионам права вводить полный запрет розничных продаж вейпов.
Параллельно с правительственным законопроектом о лицензировании рассматривается ряд радикальных депутатских и ведомственных инициатив — вплоть до полного запрета продаж. С начала года идею передать регионам такие полномочия активно продвигают власти Нижегородской области.
В «Опоре России» называют такие предложения «мгновенными простыми решениями», которые создают иллюзию успеха, но не решают проблему системно. Отмечается, что они не подкреплены научным обоснованием и игнорируют необходимость выстраивания единого государственного механизма снижения никотиновой зависимости. При этом в России до сих пор не проводились собственные полномасштабные исследования влияния никотинсодержащей продукции на здоровье, которые могли бы обосновать столь радикальные меры, подчеркнули в бизнес-объединении.
Замглавы комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов разделяет опасения бизнеса.
«На уровне регионов сегодня нет необходимой финансовой, организационной и экспертной базы для принятия решения о запрете продаж тех или иных видов подакцизной продукции», — заявил депутат.
Запрет может вызвать рост нелегальной торговли, которая уйдет в мессенджеры и начнёт смыкаться с криминальными схемами, предупреждает Кирьянов.
Введение ограничений на вейпы может стать пробным шагом к децентрализации регулирования торговых правил, соглашается глава комиссии по территориальному развитию Общественной палаты России Андрей Максимов.
Главный аргумент бизнес-объединения — предоставление регионам права на запрет нарушает принцип единства экономического пространства РФ, закрепленный в статьях 8, 71 и 74 Конституции. Это также противоречит федеральному закону № 203-ФЗ, который устанавливает единый правовой режим оборота такой продукции на всей территории страны.
Запрет создает неравенство граждан в зависимости от места жительства — доступ к одной и той же продукции будет разным в соседних регионах, отметили в бизнес-объединении. В территориально компактных регионах запрет и вовсе превращается в фикцию — продукция придет из соседних территорий или из тени. Региональный запрет не устраняет спрос, а лишь перенаправляет его в нелегальный оборот.
Адвокат Григорий Сарбаев подчеркивает правовую сторону проблемы.
«У региона сегодня вообще нет полномочий запрещать оборот продукции, которая разрешена федеральным законодательством. Это прямое превышение полномочий. Субъект федерации не может произвольно выводить из легального оборота товар, который произведён по федеральным правилам и уже обложен акцизами», — отмечает он.
Кроме того, как отмечают эксперты, запрет для всех возрастных категорий противоречит статье 60 Конституции — праву граждан с 18 лет самостоятельно определять образ жизни. При этом отсутствует научно подтвержденная оценка уровня угрозы, которая обосновывала бы полный запрет, подчеркнули предприниматели. Нельзя запрещать одну продукцию, оставляя в легальном обороте аналогичную — традиционный табак, отметили они.
Заместитель руководителя регионального отделения «Союза отцов» в Забайкальском крае Жаргал Намсараев также предупреждает о рисках.
«Полный запрет продажи вейпов может вызвать социальную напряженность. Поэтому важно профессионально подходить к решению данного вопроса. В любом случае необходимо жесткое регулирование реализации таких товаров», — отметил он в ходе круглого стола в штабе общественной поддержки партии «Единая Россия».
В письме президенту «Опора России» отмечает, что предложение Нижегородской области о правовом эксперименте могло бы послужить инструментом совершенствования регулирования — но только при соблюдении ряда условий. Эксперимент должен проводиться в форме отдельного федерального закона с четким определением параметров, целей, методик и индикаторов. Необходимо заранее определить состав участников, срок проведения, критерии оценки эффективности. Результаты должны оцениваться независимо — при участии федеральных органов исполнительной власти, а не только региональных.
Принципиально важно, что эксперимент должен проводиться в одном конкретном субъекте РФ, а не во всех сразу. Иначе невозможно сравнить результаты с контрольной группой — регионами без запрета — и данные окажутся невалидными для оценки реального эффекта меры, считают в бизнес-объединении.
«Президент согласовал пилотный проект в Нижегородской области. Нормальный управленческий подход — сначала проверить на одном регионе, собрать данные, оценить эффект. Но вместо этого предлагается сразу раздать полномочия всем 89 субъектам, даже не дождавшись старта нижегородского эксперимента. Это не развитие президентского решения — это его подмена», — говорит Сарбаев.
Юрист подчеркивает, что для любого эксперимента нужны четкие критерии успеха.
«Что будем считать результатом? Снижение потребления среди подростков? Сокращение теневого рынка? Рост акцизных поступлений? Пока этих показателей нет — непонятно, что вообще оценивать», — сказал он.
Кандидат исторических наук Олег Иванников обращает внимание на процедурные нарушения. «Поправка вносится в обход процедуры оценки регулирующего воздействия, без публичного обсуждения. Когда систему согласований обходят в одном месте — она начинает восприниматься как необязательная. Это уже не про вейпы. Это про то, как принимаются решения в принципе», — отмечает эксперт.
Тем временем процесс фрагментации уже идёт. 27 ноября Законодательное собрание Пермского края в двух чтениях приняло закон о запрете розничной продажи электронных сигарет — ещё до получения каких-либо результатов нижегородского эксперимента.
В «Опоре России» подчеркивают, что действующее регулирование уже показывает результаты. С введением лицензирования в 2020-2021 годах доля незаконного оборота снизилась на 17%, поступления от акцизов выросли в 10 раз за три года. После введения обязательной маркировки в декабре 2023 года система «Честный знак» зафиксировала рост легальных точек продаж в полтора раза — до 170 тысяч. Объем легальной реализации вейпов увеличился в три с половиной раза.
Рынок вырос с 30 млрд рублей в 2017 году до 250 млрд рублей в 2024-м. Потенциал акцизных поступлений оценивается в 50 млрд рублей в 2025-2027 годах. Под угрозой закрытия в случае запрета — не менее 150 тысяч малых и средних торговых точек, отметили в бизнес-объединении.
Международный опыт подтверждает неэффективность тотальных запретов. В Казахстане и Австралии, где были введены жесткие ограничения, потребление не сократилось, а рынок ушёл в тень. Это потребовало колоссальных затрат на правоприменение без достижения заявленных целей.
Показателен в этом контексте опыт Беларуси. Вместо запретительных мер там выбрали путь жесткого регулирования с сохранением легального рынка — централизация импорта и продаж, строгое лицензирование, акцизное регулирование, контроль качества. Депутат Палаты представителей Елена Хиля прямо ссылается на исторический опыт. «Помним с вами, когда был запрет алкоголя. К чему это привело? Увеличилось количество нелегальной продукции, огромное количество смертей, потому что качество не проверено».
«Вместо популистских запретов Беларусь выстраивает управляемый рынок с жестким контролем. Лицензирование, акцизы, запрет онлайн-продаж, ограничение импорта — это не "мягкость", а рабочий механизм», — отмечает управляющий партнёр аналитического агентства ВМТ Консалт Екатерина Косарева.
Социологические исследования показывают, что общество не поддерживает радикальные запреты. По данным VOX POPULI (2025), 82% россиян считают более правильным путь «умного регулирования» — контроль качества, регулирование каналов продаж, просвещение, помощь зависимым, позитивная мотивация к здоровому образу жизни. Только 18% поддерживают путь «жёстких запретов». Соотношение четыре с половиной к одному — для социологии это исключительно высокий консенсус.
При этом 64% считают, что запрет вейпов приведет к росту теневого рынка, 63% — к переходу на другие никотиновые продукты. Только 24% ожидают реального снижения потребления. 40% потребителей перешли на вейпы с желанием отказаться от обычных сигарет. 81% пользователей вейпов хотели бы бросить вообще — против 64% среди курильщиков традиционных сигарет. Переход на вейпы воспринимается как сознательный шаг к избавлению от зависимости (ВЦИОМ, 2024). 54% потребителей заявляют, что не откажутся от электронных сигарет несмотря на запрет. 13% вернутся к обычным сигаретам. 48% готовы отстаивать свои интересы при введении неприемлемых ограничений.
Россияне ожидают не новых ограничений, а поддержки и мотивации для отказа от вредной привычки. Наиболее эффективными мерами считают поощрение здорового образа жизни (54%), развитие спорта и досуга (46%), бесплатную помощь желающим бросить (44%), борьбу с контрафактом (42%), образовательные программы (40%).
При этом 48% россиян оценивают текущие усилия государства в борьбе с курением как «в целом неэффективные». Среди потребителей вейпов эта оценка ещё критичнее — 62%.
В «Опоре России» резюмируют — разумное регулирование (лицензии, маркировка, возрастные ограничения, контроль качества) эффективнее тотальных запретов для реального сокращения потребления среди несовершеннолетних. Запреты же лишь переводят рынок в тень и создают иллюзию решения проблемы.