Пятидневный коллапс логистического оператора ПЭК (ООО «Первая экспедиционная компания») обнажил слабые места цифровой инфраструктуры, от которой зависят тысячи компаний по всей стране. Сбой парализовал работу крупнейших хабов, обернулся многомиллионными потерями и поставил под сомнение способность компании выдержать репутационный удар. Почему система, на которой держатся грузопотоки малого, среднего и крупного бизнеса, оказалась настолько уязвимой? И может ли один сбой привести к тому, что рынок перестанет доверять одному из крупнейших игроков логистики? О масштабах ущерба, реакции клиентов, возможной кибератаке и рисках, которые теперь нависли над компанией, — в материале «Ленты.ру».
Утром 19 ноября оказались недоступны сайт, личные кабинеты, мобильное приложение ПЭК и внутренняя система учета грузов. Фактически компания перестала полноценно принимать и выдавать грузы: оформление новых поставок остановилось, а отдать что-либо клиентам было невозможно из-за отсутствия доступа к системе. Сбой затронул филиалы в России и за рубежом, включая крупные хабы в Москве и Санкт-Петербурге.
На восстановление работоспособности системы ушло пять дней. Причины инцидента в компании не уточнили, поблагодарив клиентов за терпение после начала исправления ситуации.
При этом не опровергалась версия о хакерской атаке, распространенная в Telegram-каналах. Авторы сообщений отмечали, что ситуация напоминает атаку на СДЭК весной 2024 года: тогда сервисы компании также оказались недоступны, а сроки восстановления не назывались. Предполагалось, что в инфраструктуру СДЭК был внедрен вирус-шифровальщик и могла произойти утечка данных клиентов.
Клиенты по всей стране жаловались на логистический паралич: «пустые прогоны» фур, которые приезжали за грузами, но не могли их оформить; срывы контрактов и штрафы; невозможность получить груз и отсутствие понятного объяснения происходящего. Лишь 20 ноября, спустя сутки, ПЭК сообщила о переходе на бумажные накладные. Компания также пообещала не начислять оплату за хранение грузов на время сбоя.
21 ноября ПЭК заявила, что восстановила работу информационных систем, связанных с более чем 20 отделениями. Согласно данным компании, всего у ПЭК около 300 отделений — работа частично восстановилась примерно на 7 процентов точек. Через день была объявлена готовность сервисов оплаты.
К 24 ноября, по данным ПЭК, около 70 процентов отделений в России и Беларуси работали в штатном режиме; на полное восстановление остальных планировалось выделить еще два–четыре дня. На пятые сутки сбоя в компании отмечали, что сайт может работать некорректно. 25 ноября заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин поблагодарил клиентов за терпение.
Даже после официального устранения сбоя клиенты сообщали, что часть сервисов по-прежнему недоступна. Де-юре устраненные сложности де-факто обернулись для части клиентов застреванием грузов в других городах, сбоем адресов выдачи. Компания извинялась перед клиентами. Но клиентов такой подход не устраивал. «Всем плевать на Ваши извинения. Вы автоматом закрываете обращения и ничего не ищете», — писала Елена Герасимова.
26 ноября клиент Сергей Капа сообщил на странице компании во «ВКонтакте», что ему отказались выдать посылку из Беларуси, сославшись на отсутствие электронной транспортной накладной. Ни его паспорт, ни наличие СМС о том, что посылку можно забирать, оператора не убедили.
Другие пользователи также сообщали о сбоях. «Пришли за заказом, а у них программа не работала. Через несколько дней они сами позвонили, чтобы мы забрали заказ. Пришли, а они оформили возврат. Товар был от “Озона”, 4 тысячи заплатили ПЭК и, считай, попрощались с деньгами. Менеджер звонил, они не собираются нам возмещать убытки», — рассказала Галия Мухаметзянова. В компании ей предложили написать досудебную претензию.
Судя по отзывам, проблемы с доставкой наблюдаются до сих пор — спустя 14 дней после начала сбоя.
Telegram-канал «Кухня ритейла» сообщил, что ряд компаний-клиентов ПЭК начали подготовку досудебных претензий еще до окончания восстановления системы. При этом ПЭК публично не заявляла о готовности компенсировать убытки.
Ситуация оказалась критической не только для В2В-сегмента, где час простоя фуры оценивается в десятки тысяч рублей, но и для малого бизнеса, работающего с маркетплейсами, и для компаний, выполняющих муниципальные контракты и гособоронзаказ. Последним грозит риск попадания в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценить ущерб будет возможно только после обработки всех жалоб, при этом не исключено, что ПЭК делиться этими данными не станет. Тогда стоит ориентироваться на суммы в судебных исках. Но уже ясно, что речь идет о миллионах рублей.
Эксперт в области IT-разработки, учредитель агентств Usertech и Time-to Дмитрий Коэн заявил корреспонденту, что восстановление инфраструктуры обходится сравнительно недорого. «А вот именно простой компании обходится в миллионы рублей — десятки либо сотни», — отметил эксперт. Он добавил, что ущерб все еще можно приблизительно оценить.
Соответственно, ежедневно компания зарабатывает порядка 10,084 миллиона рублей. Если предположить, что по итогам 2025 года выручка останется на прежнем уровне, получится, что за пять дней тотального ограничения работы ПЭК могла потерять порядка 50,4 миллиона. Судя по комментариям клиентов, проблемы наблдаются уже две недели, а значит, речь может идти о смме, близкой к 150 миллионам. К этому, естественно, нужно прибавить репутационные издержки, покрывать которые, вероятно, придется из прибыли компании, а она невелика: по итогам прошлого года — 15,46 миллиона рублей.
Не стоит забывать, что логистический бизнес зависит от ситуации на рынке кредитования и ключевой ставки Банка России: ее рост удорожает лизинг транспорта, кредиты на оборотные средства и инвестиции, снижая рентабельность на 10 процентов и больше. Несмотря на то, что ставка была снижена до 16,5 процента в октябре 2025 года, реальный эффект от этого проявится через три–шесть месяцев — не факт, что ПЭК хватит запаса прочности продержаться такое время после сбоя.
Как отмечает Telegram-канал «Грузопоток», «это может привести к отсрочкам выплат подрядчикам от транспортных компаний до арендодателей, а в худшем случае затронуть и сотрудников» ПЭК.
Пока, сообщают источники «Ленты.ру», ПЭК расплачивается с поставщиками, но добавляют, что финансовую надежность компании стоит поделить на сумму затрат на ликвидацию сбоя.
Как уточнили в канале «Страховой случай», «про полис киберзащиты, заметьте, никто и словом не обмолвился». Речь идет о страховке от кибератак и кражи данных, который покрывает убытки и расходы на восстановление систем.
25 ноября ПЭК отчитывался: информационная система обновлена и работает штатно, серверная инфраструктура обновлена с помощью облачных технологий, сервисы теперь могут работать независимо друг от друга. «Когда вся компания завязана на одну IT-систему без резервирования — вы в одном сбое от коллапса. ПЭК это понял на собственной шкуре», — написали авторы канала «Пилим маркетинг».
По словам Дмитрия Коэна, из заявления компании следует, что у ПЭК были устаревшие сервера (нередкая история среди российских организаций после введения санкций, особенно в сфере малого и среднего бизнеса), которые могли быть взломаны по причине появления уязвимостей.
Версия о том, что произошедшее было кибератакой, курсирует в сети во многом потому, что сам ПЭК ее не опровергает. Дмитрий Коэн не видит в таком молчании ничего удивительного. По его словам, важно понять, откуда пришла угроза — она могла быть внутренней, исходящей от, например, уволенного топ-менеджера или топ-программиста, или внешней — хакерской атаки.
Какие именно данные потеряла ПЭК в результате сбоя, тоже не сообщается. По словам собеседника издания в отрасли, удалена или украдена вся информация компании. Если информация верна, это ставит под удар сведения и о клиентах, и о сотрудниках компании, которые могут оказаться в открытом доступе.