2 декабря президент России Владимир Путин принял в Кремле американского бизнесмена Джареда Кушнера — зятя президента США Дональда Трампа и одного из его доверенных лиц. Стороны обсуждали возможные пути завершения конфликта на Украине. Для американской политики такая вовлеченность родственников не уникальна: в стране насчитываются сотни политических династий, а семьи вроде Кеннеди, Бушей и Рузвельтов давно превратились в подобие наследственной аристократии, влияя на ключевые решения во внешней и внутренней политике. О том, как в США возникли политические династии, почему они до сих пор определяют американскую политику и как Дональд Трамп может создать собственный клан, — в материале «Ленты.ру».
Откуда в США взялись династии и почему они важны?
Согласно Конституции США, в стране не могут даровать ни одного дворянского титула. Однако династии всегда были частью американской политики, а многие выдающиеся государственные деятели связаны родственными узами.
Непотизм процветал в Конгрессе практически с момента его создания. С 1789 года исследователи выявили почти 700 семей, где должности «передавались» из поколения в поколение.
членов Конгресса США приходятся друг другу родственниками
Президенты также часто имеют крепкие семейные связи.
приходятся друг другу близкими родственниками, а отдаленные связи имеют как минимум 20 из них

Картина Джона Трамбулла «Декларация независимости», изображающая презентацию документа Континентальному Конгрессу
Изображение: Джон Трамбулл «Декларация независимости»
Историки до сих пор не пришли к единому объяснению, почему династии так укоренились в США. Как отметил в беседе с «Лентой.ру» профессор политической науки университета Род-Айленда, старший научный сотрудник Института мира и дипломатии имени Вашингтона Николай Петро, появление семейных кланов было неизбежным.
Политические династии — естественное явление. В демократиях, как и в монархиях, родители хотят передать свое богатство и влияние детям (...) Даже если это противоречит американским ценностям
Ряд экспертов связывает феномен династий с колонизацией Америки, когда освоенные земли делили между первыми переселенцами. Об этом напомнил кандидат исторических наук, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Михаил Алхименков.
Это старые семьи — потомки тех, кто приехал еще в XVII веке. Именно они создали истеблишмент Восточного побережья, который продержался в политике до середины прошлого века. Рузвельты, Форбсы, Гаррисоны стали известны еще до независимости США
Не стал исключением и первый президент страны Джордж Вашингтон. История его рода начинается в Англии XII века, но богатство семья накопила уже в Америке — на плантациях. Позже его племянники заняли ряд высоких постов, включая кресло судьи Верховного суда.
Какие политические династии США самые влиятельные?
Бывший советник президентов Джеральда Форда и Джимми Картера, аналитик Brookings Institution Стивен Хесс разработал рейтинг наиболее влиятельных политических семей США.
Будущий президент США Франклин Рузвельт, США, 1912 год
В нем выделены три ключевых клана.
- Кеннеди — один президент, семь конгрессменов, два министра. Династия вошла в политику в XIX веке. Хотя Джон Кеннеди погиб в результате покушения, его родственники до сих пор занимают высокие должности. Самый известный из живущих — Роберт Кеннеди-младший, племянник президента. Поддержав в прошлом году Дональда Трампа, он получил пост министра здравоохранения. Семья резко осудила его решение: Кеннеди традиционно поддерживают демократов. Их покровительством объясняют победы Барака Обамы и Джо Байдена.
- Рузвельты — два президента, один вице-президент, два губернатора, четыре конгрессмена. Тедди и Франклин Рузвельты навсегда изменили историю США, превратив страну в глобальную сверхдержаву.
- Рокфеллеры — один вице-президент, три губернатора, четыре конгрессмена. Семья нефтяных магнатов активно влияла на политику XX века. Нельсон Рокфеллер был губернатором Нью-Йорка, вице-президентом США и лидером либерального крыла республиканцев. Его считают покровителем Генри Киссинджера.
С подобной оценкой согласен и Николай Петро.
Без сомнения, клан Кеннеди оставил самый большой след в политике. Трое сыновей посла Джозефа Кеннеди — Джон, Роберт и Эдвард — были подготовлены к политической карьере и воплотили свое стремление к жизни, влияя на несколько администраций демократов

Губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер ведет предвыборную кампанию за выдвижение на пост президента, Чикаго, США, 17 июля 1968 года
Фото: Charles Knoblock / AP
Как изменился феномен политических династий в США?
Как пишет Bloomberg, влияние политических династий в США в последнее время снизилось, причем из-за Дональда Трампа.
В 2016 году он разрушил планы Бушей и Клинтонов вернуться в Белый дом: победил Джеба Буша на праймериз, а затем Хиллари Клинтон — уже на выборах.
В Республиканской партии Дональд Трамп также «выдавил» представителей нелояльных кланов. Среди его главных оппонентов долгое время была Лиз Чейни — дочь бывшего вице-президента Дика Чейни
При этом самого Дональда Трампа неоднократно обвиняли в желании создать собственную политическую династию.
Дональд Трамп родился в 1946 году в семье предпринимателя Фреда Трампа и Мэри Энн Маклеод Трамп.
Его дед Фридрих Трамп эмигрировал в США из Германии, разбогател в период золотой лихорадки, занимаясь ресторанным бизнесом в шахтерских поселениях Аляски. В 1905 году он перебрался в Нью-Йорк, где и возникло многолетнее «гнездо» семейства Трампов.
После Второй мировой войны семья скрывала свое немецкое происхождение, называя себя потомками шведов. Известно также, что родственниками Трампов являются Хайнцы — основатели компании Heinz.
Дональд Трамп — четвертый из пяти детей Фреда Трампа. Первоначально наследником семейного бизнеса должен был стать старший брат Фред-младший, но он выбрал карьеру пилота, впал в немилость и ушел из жизни в 42 года. После этого управление бизнесом перешло к Дональду.
Трамп трижды был женат. От первого брака с Иваной Зельничковой у него трое детей: Дональд-младший, Иванка и Эрик. От второго брака — дочь Тиффани. От третьего — сын Бэррон.

Тиффани Трамп, Лара Трамп, Эрик Трамп, Иванка Трамп и Дональд Трамп-младший наблюдают за инаугурацией Дональда Трампа, Вашингтон, США, 20 января 2025 года
Фото: Saul Loeb / Pool photo via AP
В 2024 году он даже признался, что хотел бы видеть собственных детей во власти.
Я думаю, [старший сын] Дональд-младший преуспел бы (...) Он очень способный парень. [Второй сын] Эрик тоже очень способный, и он совсем другого типа. [Жена Эрика Трампа] Лара тоже очень эффективна
Как отметил Николай Петро, несколько детей президента фактически превратились в его личных советников, влияя на кампании и принимая участие в принятии важнейших политических решений.
Что известно о клане Трампов?
С выдвижения Трампа в 2016 году его старшие дети — Дональд-младший и Иванка — стали его главными помощниками.
Как писал The Atlantic, между ними шла скрытая борьба за влияние. Муж Иванки Джаред Кушнер сумел окружить Трампа своими сторонниками, вытеснив импульсивного Дональда-младшего.
В 2017 году именно Иванка убедила отца нанести удар по Сирии. Позже он пытался выдвинуть ее на пост постоянного представителя США в ООН
Тем не менее, во второй администрации она практически не участвует в политике отца.
Между тем 44-летний Джаред Кушнер продолжает играть ключевую роль в международных делах. Он участвовал в достижении компромисса между Израилем и ХАМАС, в разработке мирного плана по Украине и вместе со специальным представителем президента США Стивеном Уиткоффом принял участие в переговорах с Владимиром Путиным.

Президент США Дональд Трамп спускается по трапу самолета Air Force One во время визита на авиабазу Эндрюс, штат Мэриленд, США, 30 октября 2025 года
Фото: Luis M. Alvarez / AP
47-летний Дональд Трамп-младший, в свою очередь, стал одним из самых ярких агитаторов, в чем ему помогают «мужественная внешность» и «дерзкая энергия, часто приносящая неприятности».
Дональд-младший обнаружил в себе талант к ведению кампаний. Он появлялся на ярмарках в ботинках и джинсах, больше походя на избирателей Трампа, чем на собственного отца
Его влияние выросло в прошлом году: именно он мог уговорить отца сделать Джея Ди Вэнса вице-президентом и убедил Роберта Кеннеди поддержать его семью. Сейчас он активно формирует внешнеполитическую риторику кампании.
Дональд Трамп-младший высмеивал Владимира Зеленского и обзывал сторонников помощи Украине «клоунами», и даже прилетал в Гренландию, сняв видео в поддержку идеи присоединения острова к США.
При этом он признал, что рассматривает участие в выборах.
Как отмечает газета Financial Times, во второй срок своего отца резко выросло влияние 41-летнего Эрика Трампа.
Хотя ранее он занимался лишь бизнесом, его мемуары «В осаде: борьба моей семьи за спасение нашей страны» стали бестселлером и изменили его публичный образ.

Кандидат в президенты США Дональд Трамп бурно реагирует на разговор с Дональдом Трампом-младшим и Иванкой Трамп во время съезда Республиканской партии, Кливленд, США, 20 июля 2016 года
Фото: Jim Young / Reuters
Сейчас Эрик Трамп активно намекает на появление в США новой династии.
Другие члены нашей семьи могли бы легко стать во главе страны. Я совершенно не впечатлен половиной наших политиков и уверен, что могу сделать их работу эффективнее
Еще один перспективный член семьи — его жена Лара Трамп. Она возглавляла Национальный комитет Республиканской партии, контролируя финансирование кампании Дональда Трампа, активно выступает на Fox News и не оставляет идеи баллотироваться в Сенат от Флориды.
Даже младший сын президента, 19-летний Бэррон, не исключает политической карьеры. В марте 40 процентов республиканцев заявили, что в будущем хотели бы видеть его президентом.
Бэррона называют одним из архитекторов победы Трампа — именно он убедил отца активно участвовать в подкастах, чтобы достучаться до более молодых и продвинутых избирателей
Каковы шансы Дональда Трампа основать династию?
Несмотря на постоянную критику «глубинного государства» и обвинения политических оппонентов в кумовстве, сам Дональд Трамп давно стал частью американской традиции семейной политики.
Но одновременно существует и ряд сдерживающих факторов — от сопротивления демократов до юридического давления, которое может коснуться всей семьи.

Эрик Трамп и Лара Трамп посещают митинг, состоявшийся на месте покушения на Дональда Трампа, Батлер, США, 5 октября 2024 года
Фото: Carlos Barria / Reuters
Как и любая династия, Трампы столкнулись с резкой реакцией общества: одни видят в семье воплощение «нового консервативного курса», другие — угрозу демократии. На этом играет и оппозиция.
Неслучайно крупнейшие уличные протесты против политики президента проходят под лозунгом «Нет королям!» (англ. No Kings!). По данным американских СМИ, в октябре лишь в Нью-Йорке на акции вышли около 100 тысяч человек, а в день рождения президента 14 июня протесты прошли по всей стране. Их цель — показать, что общество не готово к появлению «монархического наследования власти».
Но династический проект осложняет не только сопротивление политических конкурентов, но и неопределенность внутри самого лагеря президента. Дональд Трамп, скорее всего, по-прежнему не определился с тем, кто именно должен стать его преемником. Периодически он говорит о вице-президенте Джее Ди Вэнсе как о возможном будущем лидере. Иногда намекает на старшего сына. Порой иронично — а порой не очень — заявляет о собственном третьем сроке, откладывая вопрос о наследовании.
На этом фоне будущая роль семьи остается подвешенной. Однако общественный запрос на участие Трампов в политике очевиден.
Дональд Трамп-младший стал вторым по популярности кандидатом среди республиканцев на выборы 2028 года — сразу после Джэя Ди Вэнса, по данным консалтинговой фирмы JL Partners, проведшей серию опросов в октябре
Эрик Трамп пока занимает четвертое место, но еще год назад его не включали в рейтинги вообще.
Эксперты считают, что именно отец будет ключевым арбитром в будущей внутрипартийной борьбе.
Как всегда, Трамп безраздельно властвует: его вмешательство в эту гонку будет иметь решающее значение

Бэррон Трамп собирает овации во время инаугурации Дональда Трампа, Вашингтон, США, 20 января 2025 года
Фото: Sam Greene-Pool via Imagn Images / Reuters
При этом ни один возможный преемник не ведет себя самостоятельно, все — от Дональда-младшего до Лары — зависят от решения главы семьи.
И именно от того, каким будет итог второго президентства Дональда Трампа — успешным или кризисным, объединяющим или раскалывающим, — зависит, станут ли Трампы новой политической династией США или же этот проект так и останется попыткой, не выдержавшей столкновения с американской системой.




