Вслед за волной интереса к рабочим специальностям в Штаты пришел новый тренд, преобразивший привычное понимание престижной карьеры. Зумеры, разочарованные корпоративной культурой и графиком «с 9 до 6», сменяют офисные кресла на позиции нянь и личных помощников в семьях сверхсостоятельных людей. Поколение Z ищет не просто высокий доход, а гармоничные условия и свободу, которых обычный рынок труда им предложить не может. Подробнее об этой тенденции — в материале «Ленты.ру».
Карьерный путь 28-летней Кэссиди О’Хаган, изложенный в материале Business Insider, звучит как история современной Золушки. За спиной у нее долгие годы учебы на врача, продажи ортопедических товаров и заполнения карточек пациентов в городской поликлинике. Такая деятельность вполне соответствовала характеру О’Хаган: она требовала присущих ей сочувствия и усердия, но мало что могла предложить взамен. Зарплата была низкой, а будни — однообразными. Откликнувшись на вакансию няни в сверхбогатой семье, героиня пополнила число молодых американцев, которые предпочли офисным будням работу в поместьях миллиардеров.
Приняв предложение о работе, вчерашняя студентка получила возможность увидеть мир — от престижного Аспена с его знаменитыми горнолыжными трассами до фешенебельных пляжей Хэмптона, от солнечного Пуэрто-Рико и загадочной Индии до современного Дубая. Этот опыт позволил ей пожить той жизнью, которую она вряд ли смогла позволить бы себе, оставшись на позиции медицинского работника.
Двери в этот мир открыты далеко не для всех: в одном человеке должно совпасть наличие харизмы, трудолюбия и необходимых навыков. Кандидатам нужно иметь университетское образование, квалификацию в сфере работы с детьми и оконченные курсы оказания первой помощи. Дополнительным плюсом является также знание иностранных языков. Тем, кто успешно прошел отбор на эту позицию, предоставляются бесплатное питание (обеды и ужины для них, как правило, готовит отдельный повар), медицинская страховка и отдых на лучших мировых курортах. Кого-то со временем отправляют на повышение.
Рынок тоже откликается на запросы миллиардеров. В 2007 году, когда Брайан Дэниел открыл на Бродвее в Нью-Йорке кадровое агентство по подбору работников для богачей, в мире насчитывались единицы таких компаний. Сегодня их общее число уже перевалило за тысячу, причем половина из них находится в США.
Зарплата таких сотрудников, как правило, состоит из шестизначных цифр, что подтверждается примерами на сайте кадровых агентств. Так, в Tiger Recruitment опубликовано объявление о поиске домработницы с зарплатой до 120 тысяч долларов. Там же можно наткнуться и на вакансию няни, которой состоятельные люди готовы платить до 150 тысяч долларов. Издание также обращает внимание на поиск «руководителя личных помощников», чья зарплата будет доходить до 280 тысяч, и «директора по жилью». Последнему предстоит перемещаться между домами в четырех американских городах, получая за выполнение своих обязанностей до 250 тысяч долларов.
Почасовая работа бебиситтерами (нянями, которые могут работать в нескольких семьях сразу) тоже очень популярна у студентов из США. Молодые люди ценят ее за возможность формировать собственный график, работать без постоянного надзора начальства и получать достойный доход.
Глобально до России этот тренд пока не дошел. Услуга «няни на час» здесь более востребована в крупных городах, а подготовку таких специалистов в стране пока обсуждают в контексте демографических вопросов. Минувшим летом идею введения в школах курсов по подготовке бебиситтеров озвучил председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
С 9 класса Рыбальченко предложил вводить в школах понятие волонтерства (в рамках которого парни и девушки могут присматривать, к примеру, за соседскими детьми), а в 10-11 классах обучать будущих выпускников работе помощников воспитателей. «Не нужно что-то глубоко проходить, достаточно этот курс прослушать и вы уже будете обладать навыками бебиситтера», — пытался донести он свое видение вопроса. Возможной мотивацией для школьников представитель ОП РФ назвал допбаллы, которые выпускники таких курсов могли бы использовать при поступлении в ВУЗ.
В целом присутствие зумеров на рынке труда становится все более заметным, отметила в беседе с «Лентой.ру» начальник отдела обучения и развития ИТ-персонала компании BIA Technologies Елена Артеменко. «Согласно недавним исследованиям, проведенным компанией совместно с платформой HeadHunter, в первом квартале 2025 года россияне разместили или обновили почти 10 миллионов резюме, — сообщила она. — Из них более 3,3 миллиона принадлежали представителям поколения Z, родившимся после 1995 года».
Наиболее востребованными среди российских зумеров, по словам эксперта, остаются профессии программистов и разработчиков: их доля составила 26 процентов. Популярными оказались и дизайнеры, на которых пришлось 18 процентов резюме, а также аналитики с руководителями проектов — по 13 процентов соответственно.
Подробную статистику по няням в октябре со ссылкой на «Авито Услуги» публиковал «Коммерсант». Из этих цифр стало понятно, что предложение в стране пока не успевает за спросом, который осенью 2025 года резко взлетел. Так, нянь для грудничков теперь ищут на 35 процентов чаще, чем в сентябре 2024-го. Рынок соискателей же реагирует медленнее: число соответствующих резюме выросло на 28 процентов. Прибавилось и количество объявлений о поиске нянь на дому: на 34 процента год к году, при росте предложения на 23 процента.
Присматривать за малышом на территории соискателей родители теперь просят на 16 процентов чаще, чем год назад. И здесь, как ни странно, рост предложения опередил спрос (+18 процентов). Сильнее всего же россияне стали нуждаться в нянях-гувернантках, которые обычно занимаются воспитанием детей постарше: таких вакансий разместили на 66 процентов больше, чем в 2024 году.
У зумеров из России и США, с учетом разных исторических контекстов, поколенческие паттерны вряд ли являются идентичными, полагают эксперты. Однако в чем-то они совпадают. К примеру, молодые граждане из обеих стран недолюбливают работу по графику 5/2 или 7/7, c четко очерченными рамками трудового дня и необходимостью регулярно появляться в офисе. А те, кто все-таки трудится в такого рода компаниях, ждут максимального уважения к своим личным границам: они просят не писать им сообщения в нерабочее время, выступают против переработок и всеми силами стараются не допускать выгораний.
«Внешняя среда наложила свой отпечаток на такой тренд у зумеров», — убеждена гендиректор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерина Агаева. Молодежь видела, как старшие поколения устают от бюрократии, рутинных задач и отсутствия баланса между работой и личной жизнью. Поэтому корпоративную среду и офисную культуру многие воспринимают негативно.
Однако молодым людям из поколения Z присущ высокий уровень тревожности — он выше, чем был у «игреков» в их возрасте, объясняет бизнес-психолог Анна Стадлей. Это делает их более зависимыми от социального одобрения и влияет на устойчивость к внешним раздражителям. «По некоторым исследованиям, тревожность имеет даже дисфункциональный характер (такая тревога тормозит движение человека вперед - прим. ред.), а это влияет на процессы адаптации, — констатирует собеседница. — Многим из них сложно осваиваться в корпоративной среде: там приходится выстраивать связи с коллегами и руководителем, активно коммуницировать, а порой и существовать в условиях жесткой конкуренции».
Черты характера, свойственные этому поколению, делают понятным их лояльное отношение к работе в сфере услуг, замечает Агаева. Они не любят делать что-то «для галочки», и если задачи, поставленные начальством, выглядят в глазах зумеров бессмысленно, мотивировать их не может даже действующая в компании система KPI. «Представители поколения Z отличаются прямотой, которая иногда выглядит резкостью, а также низкой терпимостью к лицемерию. Эти черты тоже усложняют процесс адаптации в большом коллективе», — уверена Стадлей.
В последние годы значительная часть зумеров пыталась реализовать себя путем раскрутки своих блогов и соцсетей. Однако в условиях высокой конкуренции выделиться в массе других удавалось не всем, рассуждают собеседники. Вакансии по типу бебиситтеров открыли для многих из них путь к хорошему заработку, ради которого не приходится тратить годы, бесплатно работая на самих себя. Необходимость привязываться при этом к одной компании или семье в этих случаях также отсутствует.
Вертикальный рост в карьере в целом не так важен для зумеров, говорит Стадлей: такую цель, как следует из исследований, ставят перед собой только 6 процентов. Будущим перспективам (тем самым, ради которых терпели свой дискомфорт многие миллениалы) молодые люди скорее предпочтут хорошие возможности здесь и сейчас. Поэтому они могут с легкостью уходить в профессии, где изначально не предвидится никакого роста.
«Отношение к обслуживающим профессиям в обществе стало меняться, — обращает внимание представитель GdeRabota.ru. — Сегодня повар, няня и ассистент — это не неквалифицированная работа, а профессия с возможностями карьерного роста и высокого заработка».
Впрочем, деньги — не единственная мотивация для зумеров. Работа в обеспеченной семье становится для них билетом в новый мир, присоединяется к обсуждению пресс-секретарь Независимого профсоюза «Новый труд» Ольга Иванова. Она дает им возможность увидеть другую жизнь, получить доступ к интересным событиям и вип-персонам, прожить какой-то уникальный опыт. Специалист может сопровождать работодателя в путешествиях и рабочих командировках, в процессе привыкая брать на себя разного рода ответственность и расширяя кругозор, добавляет Агаева.
Работа личным помощником или няней позволяет зумерам сформировать какие-то накопления и получить новые навыки в реальной среде, приводит еще один аргумент в пользу подобных профессий руководитель FMCG-практики в коммуникационном агентстве PR Partner Татьяна Солдатова. К ценностям представителей поколения Z относятся комфорт и безопасность, поэтому выбор ими вакансий с гарантированным доходом и соцпакетом со стороны кажется довольно логичным, заключает она.
«Молодым людям хочется видеть конкретный результат своих действий, а в персональном обслуживании он заметен сразу, — комментирует глава сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru. — Обед приготовлен, комната убрана, клиент доволен. Это создает ощущение нужности, полезности, эффективной работы». В офисах обычно все наоборот: результат проекта там чаще зависит не от одного сотрудника, а от всей команды. Такой труд в глазах представителей поколения Z может выглядеть незамеченным и слишком абстрактным.
Помимо всего перечисленного, на глазах зумеров сейчас происходит перестройка привычных карьерных лифтов, напоминает Иванова. Из-за развития ИИ будущее становится неопределенным, а планирование чего-то на долгие годы вперед — бессмысленным. Руководители IT-компаний в США все чаще озвучивают тревожные прогнозы по этому поводу, а встревоженные родители активно отдают своих детей учиться на прикладные специальности.
ИИ сегодня умеет генерировать код и отлаживать простые скрипты, из-за чего работодатели в Соединенных Штатах уже сокращают целые команды юниор-разработчиков. Держать такой штат им просто ни к чему: выполнять обязанности нескольких человек теперь в одиночку может сеньор с нейросетевым помощником. И даже в холдингах, сумевших обойтись без увольнений, сотрудники знают о рисках сокращений. Американские вузы в 2025 году уже зафиксировали всплеск абитуриентов, желающих стать плотниками, электриками, сварщиками.
Значительный вклад может вносить и потребность в цифровом детоксе, считает представительница профсоюза «Новый труд». Не просто так недавно популярным у зумеров стал тренд под названием «дуркинг»: пытаясь справиться со стрессом, молодые люди по всему миру начали добровольно ложиться в психиатрические клиники, попутно делясь деталями такой «перезагрузки» в соцсетях. Врачи тогда назвали происходящее «тревожным симптомом информационно-перегруженного поколения», которое ищет способ остановиться, используя для этого все возможные пути.
Работа бебиситтерами в каком-то смысле тоже дает зумерам возможность отдохнуть от многочисленных потоков информации: там от них не ждут ни контроля дедлайнов, ни участия в видеозвонках, заключают эксперты опрошенные «Лентой.ру». И этот тренд, по аналогии с остальными, вскоре может добраться и до России, заявляют они.
Спустя несколько лет популярность обслуживающих профессий может уступить место новым веяниям, допускает Солдатова. И зумеры, привыкшие с легкостью менять свою жизнь, отправятся пробовать себя в чем-то еще. Пока же они используют все возможности, чтобы организовать себе интересную и безбедную жизнь с учетом реалий рынка. И у многих это уже получается.