Развитие химической промышленности — одна из ключевых задач достижения технологического суверенитета. В 2025 году в России стартовал нацпроект «Новые материалы и химия», по которому создают инновации и готовят специалистов, способных работать с новыми технологическими решениями. Об итогах первого года — в материале «Ленты.ру».
Технологическое лидерство невозможно без постоянного притока современных разработок и инноваций. Для ускорения этого процесса с 2025 года стартовали национальные проекты, направленные на достижение технологического суверенитета. Один из них — нацпроект «Новые материалы и химия».
Для этого разработаны 23 химические цепочки, позволяющие получать из одного исходного вещества сразу несколько видов продукции. Это основа для производства более 700 востребованных химических материалов — от сырья для медицинских и аграрных технологий до компонентов, используемых в космических и арктических проектах. К 2030 году в стране планируется открыть свыше 130 новых химических производств.
Одним из приоритетов нацпроекта является формирование современной системы подготовки специалистов: технологов, сервисных инженеров, проектировщиков и других профессионалов в области химии и новых материалов. Проект предусматривает создание механизмов профориентации и сети совместных структурных подразделений университетов и научных организаций. Сегодня в России более 200 вузов, где готовят химиков.
Основная роль в этой работе отведена Центру опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии на базе Томского государственного университета. Его задача — объединить университетские и промышленные компетенции и сформировать единый контур подготовки и переподготовки специалистов.
Недавно ЦОПП ТГУ завершил отбор образовательных программ для обновления согласно целям нацпроекта «Новые материалы и химия»: из более чем 50 заявок от 17 университетов эксперты выбрали 40 программ. 30 из них будут модернизированы с учетом запросов химической промышленности, еще 10 получат поддержку для разработки сетевых модулей и практико-ориентированных курсов.
При этом актуализация образовательных программ — это не просто корректировка учебных планов. Речь идет о создании устойчивых связей между вузами и индустрией, формировании практико-ориентированной среды и готовности специалистов отвечать реальным технологическим вызовам. Обновленные программы станут основой подготовки нового поколения химиков и создадут дополнительные возможности для академической мобильности студентов и преподавателей.
Параллельно идет повышение квалификации университетских педагогов: обучение уже проходят сотни преподавателей из десятков вузов.
«В этом году мы существенно усилили образовательный блок. Повышение квалификации проходят более 400 преподавателей из 29 университетов по 14 современным программам. Проведен конкурсный отбор аспирантов для участия в академической мобильности на предприятиях химической отрасли, по итогам которого 50 молодых ученых получили возможность пройти стажировки и научную практику на предприятиях отрасли», — добавил Рагимов.
На выставке «Химия» глава Минпромторга России Антон Алиханов отметил, что занятость в отрасли уверенно растет: за 5 лет число работников увеличилось более чем на 100 тысяч человек. Реализация нацпроекта создаст еще порядка 100 тысяч рабочих мест.
По его словам, особенно востребованы будут инженеры, технологи и специалисты по цифровым решениям для химпрома.
Наибольший спрос приходится на производство нефтехимических продуктов (17,25 процента вакансий), фармацевтической химии (16,43 процента) и изделий из пластмасс (9,55 процента).
Лидирующей профессиональной категорией по количеству вакансий остаются «Химики», включая инженеров и технологов: 51,33 процента всех предложений на рынке. Далее следуют «Лаборант» (27,05 процента) и «Аппаратчик» (14,42 процента). Почти половина работодателей ищет специалистов с высшим образованием, и еще более трети — со средним профессиональным, что подчеркивает высокую потребность производств в квалифицированных кадрах.
По словам Фархада Рагимова, главный вызов этого года — необходимость быстро и качественно объединить интересы образовательной системы и промышленности, которые традиционно развиваются с разной скоростью. Это непростая задача — в России свыше 200 вузов, в которых готовят кадры для химической отрасли.
«Химическая отрасль сегодня стремительно трансформируется: появляются новые материалы, растут требования к цифровым компетенциям, меняются технологические процессы. Чтобы успевать за этими изменениями, нужна по-настоящему плотная кооперация всех участников. Для преодоления этого вызова нужно системное взаимодействие с университетами и предприятиями. Создание широкой партнерской сети, регулярные методические мероприятия, участие работодателей в отборе и обновлении образовательных программ — все это позволяет оперативно корректировать содержание подготовки специалистов», — пояснил он.
Также важный вызов — расширение информированности школьников и студентов о возможностях химической отрасли.
В следующем году перед ЦООП ТГУ стоит задача дальнейшего расширения экосистемы взаимодействия между университетами, предприятиями и органами власти. Центр планирует продолжить программы повышения квалификации, включая стажировки преподавателей на производстве и развитие модулей, связанных с цифровыми технологиями, ИИ и новыми материалами. Также в планах — развитие аналитического блока и масштабирования профориентационных проектов, в том числе «Карьерной лаборатории», и запуск новых форматов, которые помогут молодым людям увидеть реальную привлекательность профессий в химии.