Суровые природные условия и большие расстояния сделали регионы Дальнего Востока идеальным полигоном для проверки возможностей беспилотников. Сегодня дроны работают в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве, строительстве и многих других сферах. Число проектов стремительно растет, и скоро дистанционно-пилотируемые летательные аппараты станут такой же привычной частью повседневной жизни, как автобусы и самокаты. Новая отрасль развивается в регионе при поддержке национального проекта «Беспилотные авиационные системы». О том, как наступает будущее, — в материале «Ленты.ру».
Беспилотные летательные аппараты разрабатывают, выпускают и применяют в Бурятии, Якутии, Забайкалье, на Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, Приморском и Хабаровском краях. Однако активнее всего отрасль развивается на Сахалине.
Всероссийскую славу Сахалину принесли два крупных проекта: создание научно-производственного кластера и дронопорта, которые стали основой для формирования новой отрасли.
Научно-производственный центр (НПЦ) «Крылья Сахалина» открылся в марте 2024 года при поддержке нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Это первое подобное объединение в России. В ближайшие годы такие кластеры откроются еще в 10 регионах.
В центре действуют лабораторно-исследовательский и летно-испытательный комплексы, площадка для производства дронов и учебный центр. Здесь уже разрабатываются технологии для мониторинга окружающей среды, лесов и охотничьих угодий, контроля дорожной инфраструктуры, решения масштабных задач в сельском хозяйстве и многих других отраслях.
По его словам, центр уникален своей «мультисредовостью». Здесь создаются решения, которые можно с успехом применять как в воздушной среде, так и в наземных условиях.
«Мы апробируем различные сценарии применения беспилотников в воздухе, в воде и на земле. Совсем недавно успешно провели испытания в море по увеличению дальности связи между наземной системой управления и маломерным необитаемым судном до 120 километров», — рассказал Виктор Грицаенко.
Для внедрения беспилотных технологий на территории Сахалинской области создается сеть специализированных дронопортов. Первый из них — «Пушистый» — уже открылся в 2025 году. Беспилотники, запущенные с «Пушистого», используются для мониторинга лесных пожаров, контроля за соблюдением границ земельных участков, выявления незаконных построек и решения других задач.
В сентябре на дронопорте «Пушистый» прошел Международный форум беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина». Здесь было представлено 70 сценариев использования беспилотников в разных отраслях.
Представители органов власти, бизнеса и научного сообщества, эксперты и ведущие специалисты индустрии обсудили ключевые аспекты регулирования новой сферы и разнообразные перспективы применения БПЛА. Тут же состоялись спортивные соревнования — гонки дронов, дрон-баскетбол и дрон-бильярд, которые помогли продемонстрировать возможности новой техники.
Еще одним знаковым проектом, реализованным на Сахалине, стало создание первой и пока единственной в России специализированной авиакомпании «Аврора — БАС». Она развивает собственное конструкторское бюро и летно-испытательный комплекс, самостоятельно разрабатывает беспилотники и компоненты для них.
В марте 2025 года аппарат авиакомпании совершил первый межрегиональный перелет с Сахалина на материк по всем правилам гражданской авиации. А в апреле предприятие получило сертификат эксплуатанта: этот документ выдается Росавиацией и подтверждает право на выполнение полетов БАС в коммерческих целях. Сегодня «Аврора — БАС» перевозит грузы и занимается аэрофотосъемкой с использованием беспилотников.
Использование беспилотников с каждым годом будет расширяться. «Наша компания занимается выполнением стандартных задач, которые, возможно, не кажутся особо интересными, но они важны и необходимы. В то же время мы активно ищем и разрабатываем новые решения, которые в будущем могут открыть неожиданные возможности для применения беспилотной авиации. Например, можно рассмотреть применение дрона в операциях по спасению людей на воде. Мы провели имитацию такой ситуации и убедились в высокой эффективности, скорости, качестве и безопасности данного решения. Ведь в критических ситуациях, где на счету каждая секунда, дрон способен значительно сократить время реагирования по сравнению с традиционными методами спасения», — поделился планами летный директор авиакомпании «Аврора — БАС» Эдуард Абрамов.
В других регионах Дальнего Востока также исследуют возможности применения беспилотников. Например, Ванинский центр лесоводства в Хабаровском крае использует их для восстановления лесов.
«С помощью БПЛА мы формируем трехмерные пространственные модели: беспилотник снимает каждое дерево, каждый кустик, эта информация обрабатывается и в результате мы получаем цифровые двойники лесных участков. Они помогают оптимизировать работу по воспроизводству лесов: пространственные модели дают нам понимание рельефа, уклона, наличия молодой поросли. С помощью снимков можно определить состав почвы, спроектировать агротехнические мероприятия», — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор Ванинского центра лесоводства Вадим Москвичев.
«В прошлом году с помощью беспилотников мы провели мероприятия по рекультивации нарушенных земель на территории Сахалинской области: более 800 гектаров удалось засеять травами. Использование дронов было единственно возможным решением для рекультивации этих площадей и внесения удобрений. Никакими машинами и тем более вручную это сделать невозможно», — рассказал Вадим Москвичев.
Ванинский центр лесоводства развивается при помощи господдержки. Он получил статус резидента Свободного порта «Владивосток», что позволяет пользоваться налоговыми льготами. Например, центр платит 7,6 процента подоходного налога вместо стандартных 13 процентов, также для него действует пониженная ставка на страховые взносы. Кроме того, статус резидента освобождает от налога на имущество и помогает обходить многие административные барьеры в процессе развития.
По нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» реализуется целый комплекс мер для развития новой индустрии. В частности, разработчики дронов могут получить грант в размере до 100 миллионов рублей на оформление конструкторской документации или 250 миллионов рублей на сертификацию нового беспилотного аппарата.
В Корпорации развития Дальнего Востока «Ленте.ру» рассказали, что «в настоящее время правительством прорабатывается вопрос введения в регионах ДФО экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций». Эти режимы позволят на время снять правовые ограничения для тестирования новых разработок.
Конечно, чтобы заниматься бизнесом в нише производства беспилотных авиасистем и комплектующих для них, нужны лицензия и разрешение на этот вид деятельности.
Традиционно оформление таких документов становилось затяжным процессом, доставляя немало хлопот предпринимателям. Но уже не первый год идёт реформа — выдача лицензий и разрешений упрощается. И сегодня все можно оформить на «Госуслугах». При этом количество документов, которые нужны для получения лицензий, уменьшилось в 2 раза, а для разрешений — в 1,5 раза. Насколько это важно для бизнеса, показывает статистика: ежегодно в стране оформляется порядка миллиона таких документов.
Они предусматривают упрощенные процедуры допуска дронов к эксплуатации, а также снятие ряда отраслевых барьеров. Например, территория дронопорта «Пушистый» включена в ЭПР «Аэрологистика», еще один экспериментальный правовой режим введен для развития беспилотников на территории Камчатского края и Чукотского автономного округа.
«Наша общая сегодня задача — скоординировать усилия всех ведомств и всех регионов, обеспечив комплексный подход к развитию беспилотных технологий в России. Если будем работать вместе, быстро выведем отрасль на новый уровень. Нужно не просто научиться производить БАС, но и эффективно внедрить их во все сферы деятельности, а также выйти на внешние рынки. Наша цель — совершать прорывы в этой технологии будущего», — заявил «Ленте.ру» Антон Басанский, заместитель главы Минвостокразвития России.
Как и любая большая технология, дроны создают новые вызовы и риски, которые необходимо учитывать еще на старте. Поэтому сегодня по поручению президента России Владимира Путина идет разработка единой системы идентификации беспилотного транспорта, этим занимается АО «ГЛОНАСС».
Единая система идентификации беспилотного транспорта создается на базе государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая уже сегодня позволяет мониторить передвижение общественного транспорта, машин скорой помощи, перевозку опасных грузов и движение лесной техники. Единая система обеспечит прозрачность использования беспилотников во всех средах — на земле, воде и в воздухе, а также позволит нейтрализовать возможные кибератаки.
«Расширение географии полетов позволит бизнесу строить новые логистические цепочки, разрабатывать долгосрочные модели и инвестировать в создание коммерческих флотов авиабеспилотников. Такой подход позволит перейти от экспериментов к массовой промышленной эксплуатации беспилотных воздушных судов», — отметил Алексей Райкевич.
Система идентификации на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» уже протестирована в регионах Дальнего Востока. В частности, в сентябре к ней подключили первые безэкипажные катера.
«Мы уверены — все, что сможет летать, ездить и ходить в беспилотном режиме на Дальнем Востоке, будет легко работать и в других регионах России. Более того, технологии, отработанные здесь, в том числе единую систему идентификации беспилотного транспорта, уже начали масштабировать и на другие территории. Все это становится возможным благодаря реализации национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем», — подчеркивает генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.