К 2030 году среднее число полетов на одного жителя страны планируется увеличить на 50 процентов. Для достижения этой цели по нацпроекту «Эффективная транспортная система» в том числе проводится модернизация инфраструктуры аэропортов.
С 2019 года уже обновили 35 воздушных гаваней. Эта работа продолжается — за шесть лет обновят 75 аэропортов. Что сделано и где пассажиров уже встречают обновленные аэропорты — в материале «Лента.ру».
Путешествия внутри страны, в том числе самолетом, набирают популярность. По данным Росавиации, за 9 месяцев этого года внутри страны самолетом путешествовали 63,3 млн человек — 75 процентов всего пассажиропотока российских авиалиний.
По словам советника президента Антона Кобякова, развитие внутреннего туризма — это путь к сильной экономике.
К 2030 году число поездок по России должно достичь 140 млн, а доля туристической отрасли в ВВП — 5 процентов. И это не просто слова. По данным Минэкономразвития, за последние три года объем инвестиций в туристическую отрасль страны вырос в три раза.
«Добавленная стоимость индустрии увеличилась на 68 процентов, а ее доля в экономике страны приблизилась к 3 процентам. Наша стратегическая цель — увеличить вклад туризма в ВВП до 5 процентов к 2030 году», — сказал министр экономического развития России Максим Решетников в ходе Всероссийского форума гостеприимства.
На турпоток в регионы помимо развития индустрии гостеприимства влияет и повышение транспортной доступности. Ведь чем комфортнее дорога, тем больше вероятность, что туристы примут решение о поездке.
Повышению безопасности и комфорту путешествий по стране способствует в том числе модернизация инфраструктуры аэропортов.
Как отметил министр транспорта России Андрей Никитин в ходе Транспортной недели, раньше пассажир прибывал в аэропорт «в ожидании чуда». С развитием массовой авиации аэровокзалы работали по принципу «принять-выпустить».
С 2019 года уже обновлены 35 авиагаваней. Практические результаты этой работы заметны уже сейчас. Растет объем внутренних перевозок, снижается зависимость от московского авиаузла — теперь пассажиры все чаще путешествуют напрямую из региона в регион, без пересадки в Москве.
«Мы фиксируем снижение доли московского авиаузла, как и было ранее запланировано, фактически ниже 50 процентов. То есть сейчас пассажиропотоки и туристические потоки перераспределяются на аэропорты и маршрутную сеть напрямую, минуя столичный хаб. Это хорошо, потому что появились прямые перевозки между регионами. Одним из факторов увеличения объема перевозок — является все-таки поэтапное развитие и модернизация аэропортов», — рассказал председатель управления Ассоциации агентства воздушного транспорта Дмитрий Горин.
По нацпроекту «Эффективная транспортная система» модернизируют инфраструктуру аэропортов. Это логично, ведь так повышается безопасность перелетов. К 2030 году обновят 75 аэропортов. Особое внимание — авиаузлам Сибири, Дальнего Востока и Арктики.
Длинная правильно усиленная полоса открывает доступ для более крупных судов, а ровное и современное покрытие — залог безопасного взлета и мягкой посадки. При реконструкции ВПП также устанавливают современное светосигнальное оборудование и другие системы. Это позволяет принимать самолеты в более сложных погодных условиях, что особенно важно для авиагаваней на северных территориях.
Кроме того, в аэропорту скрыта большая производственная «кухня», которая также важна для безопасности полетов. Это целый комплекс, где самолеты проходят осмотр, проверку систем и заправку.
Современный продуманный терминал задает тон всей поездке, снижает стресс, упрощает навигацию, ускоряет выход в город и делает пересадки предсказуемыми и комфортными. Все это повышает комфорт, надежность маршрута, сокращает риски задержек и формируют желание вернуться.
И хотя люди путешествуют не ради того, чтобы увидеть новую воздушную гавань, современные терминалы порой впечатляют. Например, аэропорт Елизово в Петропавловске-Камчатском сам по себе может заинтересовать. Здание выполнено в форме вулканической кальдеры и отсылает к силуэту вулкана Горелый — одного из самых известных вулканов Камчатки — с его круглогодичным ледяным озером.
Новый терминал аэропорта открылся в марте этого года. Площадь пассажирских зон здесь выросла в пять раз, а пропускная способность терминала увеличилась с 360 до 687 пассажиров в час.
Ранее по нацпроекту модернизировали инфраструктуру аэропорта: построили основной пассажирский перрон и перрон малой авиации, рулежную дорожку и другое.
Кроме того, в новом терминале разместились рестораны и кафе, а также магазины с продукцией и брендами Камчатского края, позволяющие начать знакомство с регионом прямо в аэропорту. В перспективе здесь появятся пятизвездочная гостиница со спа и многофункциональное конгресс-пространство, что сделает аэропорт не только транспортным узлом, но и новой точкой притяжения для туристов и деловых поездок.
Эксперты отмечают развитие делового туризма. Он становится ключевым ускорителем экономической активности регионов.
«Если говорить о деловом туризме, то рост за первые 8 месяцев 2025 года составил 2,2 процента количества командировок, а рост в денежном эквиваленте — 10,7 процента. Точка роста для многих российских городов именно в деловом туризме. По нашим оценкам, оборот этой отрасли растет. И если, например, три года назад совокупные траты деловых путешественников составляли около 850 миллиардов рублей, то уже в прошлом году сумма трат путешественников превысила 1 триллион рублей. И динамика продолжается», — отмечает председатель управления Ассоциации агентства воздушного транспорта Дмитрий Горин.
Развитие инфраструктуры хабаровского хаба продолжится. В 2028–2030 годах по нацпроекту запланировано обновление перрона и рулежных дорожек.
Не менее важную роль для Дальнего Востока играет модернизация аэропорта Южно-Сахалинска. Так как это островной регион, Сахалинская область становится доступнее именно благодаря воздушным перевозкам.
В аэропорту Южно-Сахалинска раннее открыли новый терминал. Сейчас по нацпроекту строят новую взлетно-посадочную полосу, которая позволит принимать современные широкофюзеляжные самолеты. Это, в свою очередь, приведет к существенному увеличению пассажиропотока, стимулируя развитие туризма и расширение географии полетов граждан Сахалинской области.
По словам сотрудников аэровокзала, обновление воздушной гавани жители региона ждали с нетерпением. Спустя два года с начала работы нового терминала они по‑прежнему получают восторженные отзывы в социальных сетях: только с начала этого года зафиксировано около 150 упоминаний с благодарностями в адрес сотрудников авиагавани.
«Мы не перестаем развиваться для наших пассажиров. В этом году, к примеру, у нас открылась комната для ухода за питомцами в зоне ожидания вылетов — первая в России. Для тех, кто путешествует с младенцами, мы закупили коляски и оборудовали для них парковку. Зимой — запустили услугу по доставке спортивного инвентаря и негабаритного багажа в гостиницы: актуальный сервис среди туристов», — рассказала начальник производственно-диспетчерской службы АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» Светлана Давыдова.
Еще один регион, где авиация остается единственным круглогодичным каналом связи — Магаданская область. Тут пассажиров принимает Сокол — аэропорт федерального значения. Он обеспечивает регулярное авиасообщение Магаданской области с аэропортами Дальнего Востока, Сибири и Москвы.
Его уникальность определили климатические условия региона. Реализация проекта проходила в условиях вечной мерзлоты. Над поиском оптимальных проектных решений работали научные институты, специализирующиеся на строительстве объектов в условиях Крайнего Севера.
Сейчас продолжается модернизация аэродромной инфраструктуры: обновляют рулежные дорожки, строят перрон с местами стоянки для грузовых и пассажирских самолетов и площадку для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями. Также модернизируют водосточно-дренажную систему, ограждение, освещение перрона.
Обновления позволят увеличить пропускную способность аэропорта, повысить до современных международных стандартов качество обслуживания пассажиров, а также усилить транспортную безопасность. Новый терминал и аэродромная инфраструктура позволят утроить пассажиропоток аэропорта и обслуживать до 1,5 млн пассажиров в год.
Суровый климат диктует свои условия и для развития авиасообщения в Якутии.
Одна из актуальных местных проблем — ежегодное затопление и размыв взлетно-посадочной полосы аэродрома Зырянка, из-за чего прием самолетов временно приостанавливается.
По нацпроекту запланировано строительство аэродрома на новой площадке. Проект предполагает создание грунтовой взлетно-посадочной полосы, служебно-пассажирского здания, установку аэронавигационного и метеорологического оборудования, перрона на 4 места стоянки, а также периметрового ограждения с техническими средствами охраны.
Строительные работы будут выполняться без прекращения полетов на существующем аэродроме. Реализовать проект планируют до 2030 года.
Модернизация затронула и региональные хабы Северного Кавказа — аэропорты Махачкалы и Грозного. В каждом из городов есть туристические маршруты «выходного дня», так что поездка в один из регионов позволит устроить себе мини-отпуск с массой впечатлений сразу.
Так, в Грозном строится новый терминал аэропорта в форме полумесяца. Он станет одной из новых достопримечательностей региона. Параллельно обновляют и инфраструктуру воздушной гавани: строят новую взлётно-посадочную полосу, которая спроектирована с учётом сейсмических норм, рулежные дорожки и перрон для стоянки самолетов.
«С недавнего времени мое внимание привлекла масштабная стройка рядом — высоко поднимается новая диспетчерская вышка, заметная прямо из самолета. Наведя справки, узнала, что здесь строится новый современный терминал. Это замечательная новость! Будет больше пространства, обновленная инфраструктура, еще выше уровень сервиса. Аэропорт станет настоящими воздушными воротами республики, соответствующими самым высоким стандартам. Очень радует, что Грозный развивается такими темпами не только в воздухе, но и на земле. С нетерпением жду открытия!» — поделилась пассажир рейса Грозный-Москва Мадина Хатуева.
Перед началом работ площадь аэродромного комплекса увеличили почти на 150 гектаров. На территории уже появились патрульная дорога, две трансформаторные подстанции, современные периметровые ограждения с видеокамерами.
Готов и новый контрольно-пропускной пункт, где расположится топливозаправочная станция. Отсюда автоцистерны будут забирать топливо, чтобы заправлять воздушные суда. Также реконструируют перрон, рассчитанный на 8 самолетов.
Строится и новая взлетно-посадочная полоса. Ее длина составит 3200 метров, ширина — 45 метров. Новое светосигнальное оборудование на ней обеспечит безопасность полетов в ночное время и при неблагоприятной погоде.
В модернизированных аэропортах для повышения комфорта и безопасности пассажиров широко внедряются новые технологии. Заработали телетрапы, обеспечивая прямой и защищенный от непогоды доступ на борт и выход из него без необходимости ходить по перрону или пользоваться автобусом. Это особенно актуально для переменчивых погодных условий.
В терминалах устанавливают лифты и эскалаторы. Багажная система автоматизируется — многоуровневая проверка и сканирование бирок снижают риск ошибок при распределении чемоданов.
На перроне работает современная спецтехника, а управление операциями переведено на цифровую производственную систему вместо раций и бумажных расписаний, что увеличивает оперативность и безопасность.
В перспективе биометрию можно будет использовать в качестве альтернативы предъявлению паспорта при регистрации на рейс и посадке в самолет. При этом каждый пассажир может самостоятельно выбрать, как именно пользоваться транспортными услугами — по биометрии или с использованием документов.
«Единая биометрическая система становится фундаментом нового уровня сервиса на транспорте. Это не только безопасность, но и удобство, скорость, комфорт, к которым привыкают наши граждане. Сегодня такие решения уже работают в метро крупнейших городов, завтра они появятся на железной дороге и в авиации. Мы создаем цифровую экосистему, которая делает поездки проще и надежнее для миллионов пассажиров», — подчеркнул министр транспорта России Андрей Никитин.
Российская карта путешествий уже меняется. Дальше импульс дадут обновление парка самолетов и конкуренция на прямых маршрутах. Эти факторы в совокупности способны обеспечить увеличение среднего числа полетов на одного жителя на 50 процентов к 2030 году.
Экономика тоже выиграет. Ведь, как говорят эксперты, один турист создает до четырех рабочих мест в смежных отраслях — от отелей и кафе до транспорта и развлечений.
Таким образом, модернизация аэропортов сделает регионы заметнее на туристической карте страны.