Первое — создание на общефедеральном уровне добровольного углеродного рынка,
Второе — апробация более жестких механизмов в экспериментальном режиме в отдельных регионах.
В России формируется комплексная система мер по снижению выбросов парниковых газов. Бизнес активно вовлекается в климатические проекты, а на Сахалине тестируют механизмы углеродного регулирования. Предпринимаемые меры стали частью национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». О том, как эти процессы уже меняют рынок труда, потребительские привычки и стоимость привычных товаров, — в материале «Ленты.ру».
Климатическая повестка сегодня меняет правила игры всей мировой экономики. Повышение концентрации парниковых газов антропогенного происхождения в атмосфере называют одним из ключевых вызовов современности. Вызываемые этим процессом изменения климата по всей планете требуют международной координации. Она строится на Рамочной конвенции ООН и Парижском соглашении, которые подписала и наша страна.
Но Россия не просто следует международным трендам, а прокладывает собственный курс к достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Эта цель закреплена на национальном уровне в Климатической доктрине нашей страны. Чтобы претворить в жизнь эту амбициозную цель, в стране уже немало сделано.
Сейчас он стал частью национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика».
Углеродная единица — это виртуальный актив, равный одной тонне CO₂, на которую компании снизила выбросы или увеличила поглощение парниковых газов. Так формируется низкоуглеродная экономика, которая мотивирует бизнес инвестировать в зеленые инициативы. Каждую тонну CO₂, на которую компании уменьшила свои выбросы, или помогла поглотить за счет экологических проектов, теперь можно конвертировать в реальный деньги.
Причем участие в зеленых проектах еще и повышает инвестиционную привлекательность компаний, открывая путь к новым источникам финансирования. Таким образом, экологическая ответственность постепенно становится выгодной бизнес-стратегией.
Разместить свой проект в Национальном реестре углеродных единиц может любая компания. Сегодня в нем зарегистрированы 84 климатических проекта крупных отечественных предприятий. Эти проекты стали обеспечили выпуск более 34 миллионов углеродных единиц, то есть, уменьшили выбросы парниковых газов в атмосферу на 34 с лишним миллиона тонн.
Один из флагманских проектов компания реализует в Красноярском крае. Он включает авиационный мониторинг и тушение пожаров на гигантской территории — более 500 тысяч гектаров леса. Это позволяет не только защищать населенные пункты от угрозы огня, но и сохранять уникальную экосистему сибирской тайги и ее биологическое разнообразие. За время работы проекта специалистам уже удалось предотвратить десятки возгораний.
Другое важное направление — модернизация производства. На Богословском алюминиевом заводе внедряется опытно-промышленная циклонная установка, которая значительно повысит энергоэффективность и снизит потребление ресурсов, что в долгосрочной перспективе приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов.
Особого внимания заслуживает инновационный проект на Ачинском глиноземном комбинате (АГК). «Русал» модернизировал здесь установки мокрой очистки газов для улавливания CO₂ с использованием передовой технологии в области улавливания и захоронения углекислого газа на промышленном предприятии.
В Тверской области реализуют климатический проект «Оршинский мох». На осушенных для добычи торфа и брошенных в начале 90-х годов торфяниках восстанавливают гидрологический режим, чтобы прекратить разложение торфа и предотвратить пожары. Это позволит сократить десятки тысяч тонн выбросов CO₂.
В Республике Адыгея построена ветроэлектростанция, которая позволит меньше жечь уголь и газ, что сократит углеродные выбросы на 300 тысяч тонн в год.
В Сибири ремонты газопроводов теперь проводят с откачкой метана для последующей закачки в соседний трубопровод, что предотвращает его сброс в атмосферу.
Если сейчас климатические проекты в России носят добровольный характер, то мировая повестка смещается от деклараций к жесткому регулированию. Вводят углеродные налоги, системы учета и компенсации выбросов. Эти меры влияют на структуру мировой торговли — особенно в отношении продукции с высоким углеродным следом.
Первое — создание на общефедеральном уровне добровольного углеродного рынка,
Второе — апробация более жестких механизмов в экспериментальном режиме в отдельных регионах.
В 2022 году на Сахалине стартовал эксперимент, нацеленный на создание механизма по квотированию выбросов парниковых газов для достижение углеродной нейтральности региона. В эксперименте участвуют 35 компаний, которым установлены целевые объемы выбросов — квоты. За их превышение предусмотрена плата. А, если, наоборот, объем выбросов предприятия окажется меньше установленной квоты, ему начислят единица выполнения квоты — по одной за каждую тонну CO₂, не попавшую в атмосферу.
Предприятия могут продать квоты или зачесть единицы выполнения квоты для погашения будущих выбросов. Ожидается, что за 2024–2025 годы сахалинские компании в совокупности сократят выбросы парниковых газов почти на 160 тысяч тонн CO₂.
Так Сахалин стал первым российским регионом, где поглощение парниковых газов равно их выбросам.
В 2024 году сахалинские компании впервые отчитывались не только о выбросах, но и о выполнении установленных квот. Полученные в ходе эксперимента данные будут использоваться при корректировке методик национального уровня и верификации данных федерального кадастра. По словам Валерия Лимаренко, компетенции и опыт участников эксперимента уже можно оформить в набор предложений по совершенствованию подходов и методик на конкретных предприятиях, в отраслях и в регионе в целом.
Теперь собственный климатический эксперимент готовит Якутия, здесь к работе по определению углеродного баланса региона и разработке Концепции достижения нейтральности привлекли Арктический научный центр, МГТУ им. М. Э. Баумана и МГУ им. М. В. Ломоносова.
Формирование национальной модели климатического регулирования продолжается. В августе 2025 года президент России подписал указ, устанавливающий цель сократить к 2035 году выбросы парниковых газов до 65-67 процентов относительно уровня 1990 года.
Региональные проекты по достижению углеродной нейтральности становятся двигателем роста экономики, энергоэффективности и развития новых технологий. Как отметил министр экономического развития России Максим Решетников, климатическая повестка все больше влияет на инвестиционную.