В российский параллельный прокат вышел фильм «Бегущий человек», вторая после боевика с Арнольдом Шварценеггером экранизация романа Стивена Кинга (произведение было опубликовано под псевдонимом Ричард Бахман). Ремейк снял Эдгар Райт, создавший «Зомби по имени Шон» и «Скотт Пилигрим против всех». Почему его новый фильм стоит увидеть, рассказывает «Лента.ру».
В недалеком будущем руководство США на себя взяла циклопическая медиакорпорация, которая называется просто «Сеть» (Network). Не думать о социальной справедливости нищим гражданам помогают бесконечные телешоу, среди которых почетное место занимают разнообразные опасные для жизни реалити. Главное из них называется «Бегущий человек», и его правила предельно просты. Троих игроков выпускают на улицы с минимальными средствами. Им надо продержаться 30 дней, по следу идут вооруженные Охотники, а простым горожанам за донос на беглеца полагается солидная награда. Рекорд шоу по итогам неполных шести сезонов — 29 дней.
- Дата выхода: 22 ноября.
- Страна: США.
- Продолжительность: 2 часа 13 минут.
- Режиссер: Эдгар Райт.
- В ролях: Глен Пауэлл, Джош Бролин, Колман Доминго, Майкл Сера, Уильям Х. Мейси.
Побить этот результат берется Бен Ричардс (Глен Пауэлл) — разнорабочий со скверным характером, для которого смертельное шоу осталось единственной возможностью собрать деньги на лекарство для дочери. Продюсер «Бегущего человека» Дэн Киллиан (Джош Бролин) видит в новичке самого злобного участника в истории передачи, но не воспринимает всерьез его угрозу сжечь студию ко всем чертям. Вскоре, несмотря на клевету от ведущего шоу Бобби Ти (Колман Доминго), Ричардс становится настоящим героем американского пролетариата, а его победа все яснее выглядит вопросом времени. И пролитой крови, конечно.
Кадр: фильм «Бегущий человек»
Если словосочетание «Бегущий человек» пробуждает в вас какие-то ассоциативные образы, то первый — это Арнольд Шварценеггер в желтом комбинезоне. В возможном топе моделей для подобного наряда у Арнольда — почетное третье место, после Брюса Ли («Игра смерти») и Умы Турман в «Убить Билла». Шварценеггер облачился в желтое в 1987 году, когда заинтересовался экранизацией романа Ричарда Бахмана. Фильм по не самой очевидной книге затеял соотечественник звезды картины Джордж Линдер, который вообще-то зарабатывал продажей легких инвалидных колясок. Роман Бахмана Линдер прочел в самолете и лишь спустя время он выяснил, что за звучным псевдонимом скрывался сам Стивен Кинг, так что права на экранизацию влетели новоявленному продюсеру в копеечку.
Впрочем, в процессе работы от исходного сюжета все равно практически ничего не осталось
Бен Ричардс из отчаявшегося отца превратился в более или менее честного полицейского, а само шоу с опасных улиц США-2025 переехало на футуристический полигон для новых гладиаторов. Среди бойцов были утыканный лампочками оперный певец и человек с огромной бензопилой. Лидеров революционного подполья играли барабанщик Fleetwood Mac Мик Флитвуд в фальшивых морщинах и — напротив, очень свежий — сын Фрэнка Заппы Двизил. Шварценеггер еще не взял под контроль лязгающий австрийский акцент, но зато уже в первой половине фильма чеканил сакраментальное I’ll Be Back. Сегодня «Бегущий человек» 1987-го — ностальгическое зрелище. Фильм входит в корпус классических фильмов с Железным Арни (как его называли в те годы), но пересматривают его все-таки лишь фанаты и специалисты.
Кадр: фильм «Бегущий человек»
Британец Эдгар Райт мечтал поставить свою версию «Бегущего человека» много лет — впервые режиссер сообщил о своем намерении в 2017 году. Из сказанного выше следует, что для новой экранизации и так были все основания, не говоря уже об очередном приступе любви кинематографистов, который Стивен Кинг переживает в последние годы. В частности, совсем недавно вышла «Долгая прогулка» по роману, тоже написанному под фамилией Бахман. Однако что-то пошло не так, и «Бегущий человек» уже явно не добирает ни по деньгам (32,4 миллиона долларов при бюджете в 110 миллионов), ни по восторгам публики. Критики сетуют на нехватку авторского стиля, несовременность и недостаточную взвешенность идеологической позиции. Фильм уступает другому ностальгическому фильму — новому «Хищнику» с Эль Фаннинг. Интересно, что «Бегущий человек» 1987 года тоже вынужден был конкурировать с самым первым «Хищником» — правда, не за зрителя, а за место в прокатном расписании. Сражение в головах продюсеров и прокатчиков «Бегущий» проиграл и перенос премьеры на ноябрь не способствовал кассовым сборам (38 миллионов долларов при бюджете в 27 миллионов).
Пожалуй, в коммерческой перспективе Райт действительно добился осуществления своей мечты несколько не вовремя
«Бегущий человек»-2025 очень близок к тексту Кинга. Это линейный боевик в антиутопическом антураже, в котором по нынешним временам все немного слишком. Как и в «Долгой прогулке», обстоятельства действия нарочно не объясняются, потому что они вполне знакомы зрителю и преувеличены для большей наглядности. Кинг-фантаст (в отличие от Кинга-мистика) в своих прогнозах прямолинеен, даже публицистичен — неудивительно, что сбылось многое из предсказанного 43 года назад. Для Райта это первая экранизация в карьере («Скотт Пилигрим против всех» не в счет — он поставлен по комиксу) и он объяснимо аккуратен. Мир будущего сконструирован явно с азартом, но без фирменного пижонства, которого ждут от автора «Типа крутых легавых» и «Малыша на драйве». Райт, который умеет крайне увлекательно топтаться на одном месте при помощи гэгов и вставных музыкальных номеров, здесь избавляется от всего, что мешает аэродинамике сюжета. Два с лишним часа пролетают незаметно — для эпохи победившего СДВГ это уже результат.
Кадр: фильм «Бегущий человек»
Другое дело, что события сменяют друг друга так стремительно, что не успеваешь ни посмотреть по сторонам, ни подумать над увиденным. Райт наполнил современный Нью-Йорк джентльменским набором пасхалок: есть не только улица Обамы, но и книжный, надо полагать, магазин под вывеской Bachman’s. В то же время кажется, что, не сбавляя скорости на виражах, Райт все-таки сумел пронести в свой фильм, сделанный для Warner Bros., немного британской контрабанды. И речь, конечно, не о лобовой критике телевидения, которая здесь исполнена не без блеска, но все же преимущественно повторяет невеселые соображения автора исходного романа. За них отвечают великолепно подобранные персонажи второго плана во главе с Дэном Киллианом, который у Джоша Бролина получился пугающе похожим на пару русских медиаменеджеров. Отметим также Колмана Доминго, который сделал своего Бобби Ти настоящей телезвездой — человеком, который профессионально и без зазрения совести вытягивает из зрителя всю его любовь и всю ненависть разом.
Живым мотором фильма является, конечно, Глен Пауэлл в красном комбинезоне и самой необычной своей роли
Яркое комедийное дарование, за которое полюбили Пауэлла, здесь отложено в сторону. Ухмылка Бена Ричардса не обещает ни одному адресату ничего хорошего — и поделом. Интересно, что если подбирать аналог этому образу Пауэлла среди героев боевиков восьмидесятых, то это будет вечный оппонент Шварценеггера Сильверстр Сталлоне. За вычетом совершенно другого устройства мимики, Пауэлл здесь существует в эмоциональном спектре между «Рэмбо» и «Разрушителем» (к последнему отсылает и футуристический антураж). Одна из ключевых сцен «Бегущего человека» — крупный план, на котором герой кричит в камеру «Хватит меня снимать!» В этом эпизоде сквозь привычное лакированное покрытие современного американского боевика проглядывает несколько нездешняя, вполне британская злость. Райт здесь явно имел в виду национальный кинематограф 60-70-х годов прошлого века — типа «Если» или даже «Заводного апельсина» с Малкольмом Макдауэллом.
Так же, как там, Бена Ричардса, помимо заботы о семье, заставляет бежать вперед ярость — чувство, которое имеет привычку захватывать сознание как лесной пожар. Ближе к концу уже не так важно, кто из сильных мира сего не прав больше, потому что их мир просто должен сгореть целиком и полностью. Речь, конечно, идет не о прямых призывах к революции на деньги голливудских корпораций, а праве на максимальный эмоциональный выплеск. Спорить с ним бессмысленно, но можно зарядиться бодростью. На фоне сокращения светового дня и прочих сезонных катаклизмов — точно никому не помешает.












