Российская энергетическая реформа, нацеленная на создание надежных и прозрачных электросетей, столкнулась с беспрецедентным сопротивлением в регионах. В Иркутской области федеральный курс на консолидацию сетевого хозяйства был фактически на годы заблокирован системными действиями местных властей в интересах убыточного предприятия. Созданный правовой вакуум ставит под угрозу энергобезопасность всего региона и стабильность поставок электроэнергии миллионам потребителей. Почему простое сокращение числа сетевых компаний не решает проблему надежности? Как региональные элиты используют суд для защиты неэффективных активов? Чем опасна для страны практика саботирования федеральных инициатив на местах? О том, как Приангарье стало главным испытанием для энергореформы, — в материале «Ленты.ру».
Судебный саботаж
На протяжении шести лет в Иркутской области действует отлаженная схема противодействия федеральной энергетической реформе. Региональное государственное предприятие «Облкоммунэнерго» через областной суд систематически оспаривает решения подконтрольного властям тарифного регулятора.

Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ
Формально это выглядит как спор между двумя местными структурами, но по сути является скоординированной атакой на требования федерального центра.
В 2019 году Иркутский областной суд отменил приказы местной Службы по тарифам за предыдущие четыре года
Это позволило «Облкоммунэнерго» пересмотреть невыгодные для себя финансовые условия. В 2022 году суд вновь встал на сторону областного госпредприятия, признав незаконными параметры долгосрочного регулирования тарифов на период 2020-2024 годов.
В 2025 году Федеральная антимонопольная служба выявила завышение расходов «Облкоммунэнерго» при установлении тарифов более чем на 950 миллионов рублей. В ответ Служба по тарифам Иркутской области вместо исполнения предписания федерального регулятора подала в суд на его обжалование, и суд приостановил действие этого предписания.

Фото: Евгения Яблонская / Коммерсантъ
Порочная практика
Единственной компанией, соответствующей критериям СТСО (системообразующих территориальных сетевых организаций), в Приангарье является «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК). При этом в прошлом году региональные власти несколько месяцев сверх установленного срока затягивали ее назначение, отдавая неофициальное предпочтение областному госпредприятию «Облкоммунэнерго».
«Облкоммунэнерго» — компания с чистым убытком в 3,5 миллиарда рублей по итогам 2024 года, с долгами по зарплате и растущим количеством аварий
Передавать такой организации роль гаранта надежности электроснабжения было рискованно для всей области, тем не менее указ о назначении ИЭСК системообразующей территориальной сетевой организацией был подписан лишь 30 декабря 2024 года, что осложнило подготовку к зимнему пику нагрузок.

Фото: Евгения Яблонская / Коммерсантъ
И даже после этого, несмотря на убыточность и аварийность, «Облкоммунэнерго» продолжает сопротивляться реформе, отказываясь от передачи активов.
Анализ состояния «Облкоммунэнерго» полностью объясняет, почему передача этой организации роли гаранта надежности электроснабжения была бы катастрофой для всего региона. Компания завершила 2024 год с чистым убытком в 3,5 миллиарда рублей, имеет долги по заработной плате и демонстрирует растущее количество аварий на подконтрольных сетях.
Особую остроту иркутскому кризису придает тот факт, что сопротивление носит не стихийный, а системный характер, и выстроено в отлаженную технологию обхода федерального законодательства
Эта практика продолжилась и в отношении ключевого документа реформы — Постановления Правительства РФ №1476, ужесточившего требования к сетевому хозяйству для обеспечения стабильности энергоснабжения.
Несмотря на то что данная норма полностью соответствует позициям Верховного суда и Минэнерго, уполномоченные органы власти Иркутской области уклоняются от ее исполнения. Проблема, получившая широкий резонанс в федеральной прессе, остается нерешенной, создавая правовой вакуум в энергетике региона.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Кульминация противостояния
Кульминацией многолетнего противостояния стала история с тарифом на 2026 год. Поскольку «Облкоммунэнерго» не соответствует новым федеральным критериям, Служба по тарифам уведомила предприятие об отсутствии оснований для установления тарифа, что по закону лишает его права оказывать услуги и обязывает передать сети системообразующей организации ИЭСК.
Однако предприятие при прямой поддержке региональных властей продолжило свою линию — вопреки интересам потребителей. Подав иск в арбитражный суд Иркутской области, «Облкоммунэнерго» добилось приостановки действия этого уведомления
Это судебное решение, идущее вразрез с федеральным законодательством, сохранило правовой вакуум и позволило кризисной компании продолжить удерживать контроль над активами, перекладывая всю ответственность за возможные аварии на конкурентов из ИЭСК, соответствующей всем критериям системообразующей организации.
Сложившаяся в Приангарье практика вызвала ответную реакцию на самом высоком уровне
На расширенном заседании Комитета по энергетике Госдумы с участием Генпрокуратуры ситуация была подвергнута жесткой критике. Итогом стало решение о необходимости законодательно исключить саму возможность работы государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве ТСО (территориальных сетевых организаций), а также запретить использование арендных схем для получения этого статуса небольшими организациями.

Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Это перекроет правовые лазейки, позволившие Иркутской области и ряду других регионов на годы заблокировать проведение реформы, от которой зависит надежность электроснабжения миллионов россиян.
Пока идут судебные процессы, системообразующая организация не может полноценно подготовиться к зиме — остается неопределенность относительно того, за какие сети она несет ответственность. По федеральному закону, ликвидировать последствия масштабных аварий обязана именно СТСО.
Но как планировать ресурсы и аварийные бригады для сетей, которые формально должны быть переданы, но суд говорит «нет»?
В результате 400 тысяч потребителей входят в зиму с сетями, где количество аварий за пять лет выросло на 60 процентов, которые обслуживает компания с многомиллиардными убытками, работающая без тарифа на следующий год, но находящаяся под защитой местных судебных систем.
Также существует угроза увольнения нескольких тысяч сотрудников предприятия — опытных энергетиков, оказавшихся заложниками политики руководства компании и ее низкой экономической эффективности. Но их готовы принять в СТСО, так как сети все же необходимо обслуживать.
