В российский прокат выходит «Авиатор» — фильм Егора Кончаловского по роману Евгения Водолазкина. История о человеке, который просыпается через почти сто лет после крионической заморозки, — не просто экранизация бестселлера, а попытка перенести на экран сложный разговор о времени, памяти и цене человеческих решений. Фильм долго готовили к съемкам— как к полету, в который зрители приглашаются не пассажирами, а собеседниками. О том, почему важно посмотреть экранизацию, — в материале «Ленты.ру».
«Авиатор» — редкий проект, который делался не как блокбастер и не под KPI. Перед премьерным показом продюсер Сергей Катышев напомнил, сколько времени занял путь картины от идеи до зала. «Мы пять лет для вас готовили этот полет. Сначала вместе с автором, Евгением Водолазкиным, потом к нам присоединился наш пилот, Егор Андреевич, со всей нашей замечательной командой», — рассказал Сергей Катышев.
Сценарий к фильму стал последней работой классика кинодраматургии Юрия Арабова. Он писал его уже тяжело больным, рядом был ученик, друг и соавтор Олег Сироткин, а Евгений Водолазкин подключался по видеосвязи.
После прихода в проект Егора Кончаловского сценарий дорабатывал драматург Мирослав Станкович — режиссер настаивал на сохранении ряда линий из романа, которые на первом сценарном этапе выпали. Таким образом, одни сценаристы углубляли философию, другие — усиливали драматургию, третьи — возвращали то, что могло потеряться между строк книги.
В главных ролях снялись Александр Горбатов и Дарья Кукарских, чье партнерство во многом определило эмоциональный ритм фильма. В нем сыграли Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Алексей Кравченко, Софья Эрнст, Игорь Миркурбанов, Наталья Вдовина, Антон Шагин, Виталий Кищенко, а также Евгения Добровольская — для нее эта работа стала последней.
Музыку к «Авиатору» написал Максим Фадеев, саундтрек записали с симфоническим оркестром. По словам продюсера, эта музыка будет звучать и после проката на разных площадках по стране. На фоне блокбастеров с одноразовыми треками это выглядит почти манифестом о том, что у фильма должен быть свой голос, достойно звучащий и автономно.
«У нас получился, друзья, хороший фильм», — спокойно, без рекламного пафоса заявил Сергей Катышев с премьерной сцены. И в этом «хороший» слышится не формальное определение, а человеческая уверенность: сделали ровно то кино, которое хотели.
Главный вопрос, который волнует поклонников романа, - насколько кино близко к книге. Ее автор Евгений Водолазкин на него ответил так: «Проблема сейчас сводится к тому, близко это лежит к книге или не близко. Это лежит близко, но отдельно. Потому что прямой путь от романа к кинопроизведению невозможен».
По словам писателя, это расстояние он сам оценивал и отмерял, это было основано во многом на его идеях. «Все было, так сказать, по любви сделано», — подчеркивает он.
Евгений Водолазкин участвовал в работе над сценарием с самого начала и до конца, о чем Катышев отдельно сказал со сцены, назвав писателя «креативным продюсером» проекта. Это тот редкий случай, когда экранизация не «отобрала» роман у автора, а стала еще одним способом его рассказать.
Режиссер Егор Кончаловский так объясняет эту связку: «В экранизациях романа в рамках полнометражного фильма важен мотив. Нужно сохранить ключевые моменты романа. То, что в книге раскрывается на сотнях страниц, в фильме может воплотиться в одном диалоге или персонаже». Отсюда — и новые персонажи, и переработанные финальные акценты, но при сохраненном «внутреннем сходстве», о котором говорит писатель.
По сюжету Иннокентий Платонов просыпается в секретной лаборатории после почти вековой криогенной заморозки. Действие перенесено в 2026 год, когда мир стоит на пороге научного прорыва, и эксперимент с пробуждением человека прошлого становится частью этой гонки. Почти все, что связывает героя с прошлой жизнью, из памяти стерто. Он по крупицам собирает свою биографию, пытается понять, кто он, что сделал и кого из близких потерял.
Для Кончаловского это не только фантастический сюжет, но и очень личная тема/
Евгений Водолазкин не раз подчеркивал, что его всегда занимала иллюзия времени, когда прошлого уже нет, будущего еще нет, есть только настоящее — тот самый момент, который нужно успеть прожить, а не отложить. Эта линия напрямую встроена и в фильм: герои не просто вспоминают, а пытаются понять, что сделать с тем, что осталось.
Фильм выстроен вокруг тех же смыслов, что и роман. Все это, по мысли создателей, «вшито» в нашу генетическую память: вина и покаяние, невозможность переписать прошлое, цена упущенных возможностей.
Она расширена до библейского понимания — как забота о ближнем, верность своему внутреннему долгу и уважение к людям прошлого, которые умели оставаться верными себе даже в переломные моменты истории.
Эта внутренняя линия не проговаривается напрямую, а проявляется через судьбы героев, прежде всего Иннокентия Платонова. По признанию исполнителя главной роли актера Александра Горбатова, ему интересно было показать, что происходит с человеком, «когда все его мечты как ластиком стирают»
Но именно в личных отношениях героев, в попытке примирить прошлое с настоящим, проявляется то, ради чего, по словам создателей, вообще стоило снимать этот фильм. Исполнительница роли Анастасии Дарья Кукарских признается: «Для меня в этом фильме важна тема покаяния, прощения, в первую очередь — самого себя». Так любовная линия превращается не в романтическую интригу, а в часть разговора о вине, выборе и праве на второй шанс.
В «Авиаторе» с первых же кадров узнаваем фирменный почерк Егора Кончаловского: внимание к деталям, скрупулезное изучение быта эпох, точное восстановление атмосферы и 1920-х, и современности.
Режиссер вспоминает, что дольше всего выбирали Платонова и Настю — именно эти герои задают звучание фильма. По его словам, найти актрису, одинаково убедительную и в образе 18-летней девушки начала XX века, и в роли 30-летней исследовательницы наших дней, было особенно трудно.
Егор Кончаловский подчеркивает, что кино -результат совместной работы команды, и что костюмы, грим, аутентичные интерьеры и десятки мелких предметов создают атмосферу времени не хуже реплик. В случае «Авиатора» это ощущение особенно важно, поскольку герой буквально живет между двумя эпохами, - и зритель начинает верить обоим мирам.
Создатели честно предупреждают, что это не фильм для просмотра «вполглаза», между уведомлениями в телефоне. „Авиатора“ нужно смотреть внимательно, не фоном, не отвлекаясь на попкорн. Он настраивает на размышление, но не давит и смотрится легко, даже когда говорит о серьезном.
Зрителя мягко, но уверенно ведут от лаборатории к прошлому, от личной истории героя — к вопросам, которые рано или поздно встают перед каждым: что мы сделали, чего не успели и можно ли хоть что-то исправить, когда время уже прошло.
По признанию Александра Горбатова, после романа и работы над фильмом он по-другому смотрит и на собственную жизнь - понял, что не хочет жалеть о прожитом, а хочет радоваться тому, что еще есть путь вперед.
У «Авиатора» есть все, чтобы стать заметным событием сезона: большой автор большого романа, талантливый состоявшийся режиссер, серьезная драматургическая основа, сильный актерский состав и оригинальный саундтрек звездного Максима Фадеева.
Но, пожалуй, главный аргумент в пользу фильма сформулировал сам автор книги: «Все было по любви сделано». И это тот случай, когда «по любви» — не фигура речи, а производственный факт.