В начале июня 2026 года выпускники девятых классов российских школ будут сдавать ОГЭ — основной государственный экзамен. Формат аттестации остается неизменным каждый год, но могут трансформироваться некоторые задания и критерии оценивания. «Лента.ру» рассказывает, какие изменения ОГЭ ждут девятиклассников в 2026 году .
ОГЭ — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Проще говоря, это обязательный экзамен, который сдают девятиклассники, прежде чем получить аттестат.
В беседе с «Лентой.ру» эксперт онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ «ЕГЭLand» Иван Мирошниченко рассказал, что после экзамена у школьников два маршрута — 10 и 11 классы или колледж.
«ОГЭ — это "первая репетиция" логики ЕГЭ и способ заранее закрыть до 60 процентов будущей теории», — пояснил он.
иностранные языки (можно выбрать французский, английский, немецкий или испанский);
информатика;
информационно-коммуникационные технологии.
Общие изменения в ОГЭ в 2026 году
Основные изменения в контрольно-измерительных материалах (КИМ) публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там можно найти форматы заданий, документы по экзаменам и другую полезную информацию.
Для каждого задания по любому предмету теперь есть указание о соответствии школьной программе. Это единственное нововведение, коснувшееся всех дисциплин
1/1Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»
Изменения в ОГЭ по русскому языку
ОГЭ по русскому языку состоит из нескольких основных заданий:
Структура и содержание КИМ по русскому языку в 2026 году не изменятся
«Тестовую часть ОГЭ по русскому языку в этом году не планируют никак менять, потому что составители стремятся улучшить то, что уже имеется», — пояснила в беседе с «Лентой.ру» руководитель подготовки к ОГЭ по русскому в «Школково» Ксения Сумина. Однако некоторые нововведения все же будут — они коснутся в том числе сочинения и изложения.
1. Изменятся формулировки и критерии заданий по сочинению
В 13-м задании ОГЭ по русскому языку от учеников требуется прочитать текст и, пользуясь тезисами из него, написать сочинение на одну из предложенных тем. Теперь во всех трех заданиях, относящихся к сочинению, будут единые критерии оценивания.
13.1. Сочинение-рассуждение, посвященное русскому языку. В своем сочинении ученики должны ответить на вопрос, который связан со знаками препинания, средствами выразительности, употреблением определенных типов сказуемых и так далее. И привести два примера из текста, а также сделать вывод.
13.2. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию смысла фрагмента текста. Школьники должны написать, как понимают одно или несколько предложений из текста (их дают в формулировке), и привести два примера из текста, а также сделать вывод.
13.3. Сочинение-рассуждение по общему вопросу по теме. Девятиклассники должны ответить на более абстрактный вопрос, который связан с текстом (например: «Какого человека можно назвать настоящим другом?»), привести два примера из текста, а также сделать вывод.
1/1Фото: Elena Mayorova / Global Look Press / Globallookpress.com
В каждое из трех заданий составители добавят две унифицированные формулировки:
«Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения»;
«Сделайте вывод на основе ваших рассуждений».
«Это говорит нам о необходимости писать тезис и вывод, что соответствует трехчастной композиции сочинения ОГЭ», — объяснила Ксения Сумина.
Важное изменение коснется задания 13.3: теперь в нем нужно привести два примера из текста, если школьник хочет получить максимальный балл.
«Раньше третье сочинение считалось самым простым у школьников, потому что можно было привести один пример из текста и один пример из жизненного опыта, чтобы получить за это максимум», — добавила Ксения Сумина. Теперь же на личный опыт ссылаться нельзя.
Изменились и критерии оценки «Логичности речи» в сочинении. Баллы за задания распределяются так:
2 балла — нет логических ошибок;
1 балл — одна-две логические ошибки;
0 баллов — таких ошибок три и более.
Раньше один балл ставили только за одну логическую ошибку, а за две давали уже ноль баллов.
3. Поменяются требования к объему сочинения и изложения
При оценке сочинения и изложения проверяющий ориентируется на критерий «Грамотность и фактологическая точность речи экзаменуемого». Если ошибок по нему нет, то к итоговой сумме первичных баллов добавляется 13.
Теперь оценивание будет зависеть не только от числа ошибок, но и от объема сочинения и изложения
1/1Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»
«Минимум слов в изложении — 70, как и в сочинении. Если у девятиклассника суммарно за две работы 140 слов и более — эксперт проверяет ее по "классической системе", то есть просто подсчитывает ошибки в изложении и сочинении, а затем выставляет баллы за грамотность и фактическую точность речи», — объяснила Ксения Сумина.
Если же общий объем слов — 139 и меньше, то баллы за грамотность и точность речи не выставляются вообще. В таком случае школьник теряет сразу 13 баллов.
Раньше работа на 100-139 слов могла принести хотя бы часть баллов за грамотность и фактическую точность.
4. Расширится список источников для составления КИМ
Список источников, которые эксперты ОГЭ используют для составления КИМ, стал шире. Это связано с тем, что правительство приняло распоряжение об утверждении дополнительных словарей и справочников, где фиксируются нормы русского языка.
В него вошли, например, «Орфографический словарь русского языка как государственного языка РФ», разработанный Институтом русского языка им. В. В. Виноградова, и «Словарь иностранных слов Института лингвистических исследований Российской академии наук».
Изменения будут в ОГЭ по информатике
Все изменения касаются перехода на отечественное программное обеспечение и форматов файлов:
в задании 13.1 файл с заданием может быть лишь в формате .odt, а ответ — в формате .odp;
в задании 13.2 ответ принимается только в формате .odt;
файл для задания 14 будет представлен в формате .ods;
решение задания 15 должно быть записано в формате .txt.
Структура и содержание КИМ в ОГЭ по информатике не изменятся в 2026 году
1/1Фото: Дмитрий Белицкий / АГН «Москва»
Изменения будут в ОГЭ по литературе
1. Увеличится количество первичных баллов
При проверке КИМ за правильно выполненные задания эксперты выставляют первичные баллы. В зависимости от предмета их максимальное число меняется: например, на ОГЭ по литературе в 2025 году можно было набрать не более 37 первичных баллов, а на ОГЭ по информатике — не более 21.
При этом ученики получают результаты экзаменов по стобалльной шкале. Конечное число получается путем перевода первичных баллов во вторичные — переводом занимаются проверяющие.
В 2026 году изменения в ОГЭ по литературе коснутся именно первичных баллов, которые выставляют за правильно решенные задания:
за задания 1.1/1.2 и 3.1/3.2 теперь можно получить по 5 баллов вместо 4;
за задание 4 можно получить максимум 7 баллов, а не 8, как раньше;
за сочинение (задание 5) балл вырос с 16 до 17. Это произошло за счет двух изменений: за критерий «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие» (К1) теперь можно получить максимум 2 балла, а не 3; также появился новый критерий «Фактологическая точность сочинения» — за соответствие ему можно получить до 2 баллов.
В результате максимальный первичный балл за ОГЭ по литературе увеличился с 37 до 39
1/1Фото: Дмитрий Белицкий / АГН «Москва»
2. Изменятся критерии оценивания
Для некоторых заданий прописаны более точные критерии оценивания развернутых ответов.
Для получения максимального балла в заданиях 1.1/1.2 и 3.1/3.2 нужно написать утверждение, подкрепить его примером из текста и пояснить, как пример связан с тезисом.
В задании 4 тоже уточнили, как должен выглядеть правильный ответ. Школьник должен написать, есть ли сходства или различия между двумя произведениями, привести пример из каждого из них, а также объяснить, как эти примеры доказывают его точку зрения.
Также изменились инструкции ко всем заданиям — они стали точнее и теперь включают в себя пошаговые рекомендации
Изменения будут в ОГЭ по географии
В ОГЭ по географии изменения совсем незначительные: задание под номером 30 теперь будет идти под номером 21.
В каких предметах изменений не будет
На сайте ФИПИ сказано, что в инструкциях к заданиям, в формулировках, системе оценивания и дополнительных материалах не будет изменений по следующим предметам: